Члены общественной палаты

Внедрять мусорную реформу надо постепенно, учитывая опыт каждого из районов

26 июня в Общественной палате Ленобласти прошло заседание рабочей группы  по вопросу перехода Ленинградской области на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, созданной на последнем заседании Палаты.  Напомним, реформа системы по обращению с ТБО в Ленинградской области стартовала 1 апреля в Приозерском районе. Причин для выбора этого муниципального образования  называют несколько, в т.ч. достаточно эффективную структуру и тариф, близкий к установленному регоператором.

Участники заседания заслушали выступление заместителя главы  администрации по городскому и жилищно-коммунальному хозяйству Приозерского муниципального района Натальи Глумилиной о том, как реализуется реформа на территории района. Выступающая выделила несколько основных проблем, с которыми столкнулись жители и администрация в первые месяцы реформы. Если до реформы перевозчик обеспечивал вывоз всего мусора, находящегося как на самой контейнерной площадке, так и сложенный возле нее, то теперь мусор, не поместившийся непосредственно на площадке, чаще всего это относилось к крупногабаритному мусору, оставался не вывезенным. Отказался регоператор вывозить порубочные остатки, утверждая, что этот мусор не относится к коммунальным отходам жителей и не входит в нормы накопления. Еще одним камнем преткновения стали старые автомобильные покрышки, на утилизацию которых Приозерский полигон не имеет лицензии. Существенно на недовольство жителей повлиял и тот факт, что расчет в полученных ими квитанциях не соответствовал обещанным ранее нормативам и исходил не из метража жилья, а из мусорокилограммов. Вроде бы и разница в сумме оказалась  небольшая, но запутавшееся в расчетах население недоумевало. Представителя районной администрации поддержала председатель Приозерской общественной палаты Анна Тюрина, отметившая, что в результате реформы жители получили целый ряд проблем и с порубочными остатками, и с шинами, и с повышенными нормативами и тарифами.

Разъяснения на поставленные вопросы членам рабочей группы дали начальник управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Николай Борисов и представитель регоператора Николай Хасиев. Как оказалось, лицензию на утилизацию шин в регионе в настоящее время имеет лишь один полигон – в Киришах, но работа по получению лицензий другими полигонами ведется, предполагается, что к сентябрю 2019 года проблема будет решена. Сегодня закупается необходимое оборудование, организуются места для централизованного сбора шин в каждом районе, определены инвесторы, который возьмутся за реализацию проекта.

А вот вопрос о порубочных остатках: кому они принадлежат, кто должен оплачивать их вывоз и входят ли они в нормативы, - вызвал немало споров у участников заседания. Николай Борисов убеждал собравшихся, что в новые нормативы эта категория отходов не входит и производит ее не население, а муниципалы, занимаясь благоустройством придомовых и парковых территорий. Наталья Глумилина парировала, что у подрядчиков по муниципальным контрактам заключены собственные договора с регоператором, а сложенные возле мусорных баков ветки – это именно отходы населения и их всегда вывозили в общем объеме мусора.

Серьезной проблемой в ходе реализации реформы стал отказ полигонов принимать мусор у частных компаний и нелицензированных перевозчиков, чаше всего в эту категорию попадают машины со строительным мусором или промышленными отходами. В настоящее время, утверждает Николай Хасиев, было принято решение в виде исключения принимать на полигоне мусор от таких частников, предусмотрев для них возможность оплаты по факту, через кассу.

Что касается тарифов для населения, по утверждению Николая Борисова, счета выставляются по нормативам и в соответствии с федеральным законодательством, которое не предполагает расчет, исходя из метража. На вопрос Анны Тюриной и Сергея Худяева, заместителя председателя комиссии по ЖКХ, строительству, транспорту и дорогам Общественной палаты, о том, почему утвержденная методика, по которой выставляет квитанции ЕИРЦ, отличается от той, что довели до населения, руководители «мусорной отрасли» ответили, что необходимые разъяснения уже направлены в ЕИРЦ и будут напечатаны на следующих квитанциях на оплату. Более того, добавил Николай Борисов, на 3 месяца решением Губернатора Ленинградской области вводится льготный тариф, который составит 5 рублей 99 копеек, хотя следует учитывать, что это округленная цифра, рассчитанная по нормативу  сумма может на доли рубля отличаться от озвученной. Руководитель ведомства также отметил, что в ближайшие дни будет решен вопрос и в отношении льготных категорий, соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении Законодательного собрания региона.

Член Общественной палаты, руководитель движения «Чистая Вуокса» Мстислав Жиляев поднял еще одну проблему  - вопрос уборки мусора в местах массового неорганизованного отдыха населения. Ведь зачастую, на берега рек и озер приезжают жители не только соседних поселений, но и другого субъекта РФ – Санкт-Петербурга. Как организовать вывоз мусора после таких отдыхающих и справедливо ли «вешать» эту обязанность на муниципальные власти?

Обсуждение выявило еще ряд важных «мусорных» вопросов, например, как должны выглядеть контейнерные площадки в 47 регионе, будут ли они единообразными, и могут ли местные власти повлиять на соответствие их дизайна местной архитектуре, изменится ли схема размещения площадок, и кто сможет влиять на этот процесс.

Заместитель председателя комиссии по ЖКХ, строительству, транспорту и дорогам Ирина Лавренович  поставила вопрос уборки придомовых территорий, которая, с одной стороны, входит в минимальный перечень работ управляющих компаний, хотя многие из домов оформляются «по отмостке», а с другой, оплачивается населением в тарифе. Необходимо менять законодательство и запретить регистрацию МКД «по отмостке», считает Ирина Лавренович.

Важнейший вопрос, волнующий сегодня многих – организация раздельного сбора мусора. Введение раздельного сбора позволит перевести отходы из мусора в сырье, а значит, получать прибыль и снижать тарифы для населения. Но как заинтересовать в нововведениях регоператора и население? Опытом раздельного сбора в городе Сосновый Бор силами волонтеров поделился с рабочей группой член Общественной палаты Сергей Аверьянов, а Наталья Глумилина добавила, что и в Приозерске уже несколько лет установлены отдельные баки для пластика.  Правда, вывозит их не регоператор, а другая компания.

В числе пожеланий, высказанных в ходе обсуждения – рекомендовать регоператору согласовывать вид контейнерных площадок с муниципальными властями, а также предусмотреть установку  контейнеров для раздельного сбора мусора.

Подводя итоги встречи, заместитель председателя Общественной палаты Владимир Журавлев обратил внимание регоператора и руководителя профильного ведомства на необходимость постепенной, пошаговой реализации реформы в районах, учитывающей специфику и опыт каждого из них, широкой разъяснительной работы с населением как через средства массовой информации, так и путем проведения личных встреч с жителями. Реформа должна быть понятной и прозрачной, считают в Общественной палате Ленинградской области, а потому Сергей Аверьянов предложил регоператору создать в интернете площадку для публичного диалога с населением, а Сергей Худяев – опубликовать интерактивную карту, на которой будут видны перемещения по дорогам региона мусорных машин, оборудованных системой ГЛОНАСС.


Комментарии
Важные ссылки