• Общественная палата Ленинградской области

Общественная палата Ленобласти: проанализировать цифры и факты и составить «народный бюджет»

Очередное заседание, прошедшее 4 октября в рамках областного Форума муниципальных общественных палат,  Общественная палата Ленинградской области посвятила вопросам социально-экономического развития региона. В работе заседания, которое провел заместитель руководителя Палаты Владимир Журавлев, приняли участие представители исполнительных и представительных органов власти Ленобласти, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ленобласти Елена Рулева, член Общественной палаты РФ от нашего региона Вячеслав Скворцов,  члены общественных палат муниципальных образований,  а также представители Общественных палат Северо-Запада России.

Плодотворной работы Форуму, собравшему общественников не только Ленобласти, но и ряда регионов Северо-Запада, пожелал председатель областного Законодательного собрания Сергей Бебенин. «Вы находитесь на «переднем крае», слышите нужды и чаяния людей, и в обществе чрезвычайно велик запрос на справедливость, честность, компетентность, профессионализм. Картина, с которой мы работаем, меняется не ежедневно, а ежеминутно, и вы, как никто другой, должны это чувствовать», — обратился к участникам  Форума вице-губернатор Ленинградской области по внутренней политике Сергей Перминов.

Доклад  «Об основных параметрах прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на период 2019-2024 годов и об общественном участии при актуализации Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года»  на заседании палаты представил и.о.заместителя председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Евгений Жирнель. Оценивая ситуацию в регионе, выступающий подчеркнул, что в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Ленинградская область занимает 12-ое место, что является достаточно высоким показателем. За последние 4 года Ленинградской области удалось удержать стабильный экономический рост темпами выше среднероссийских, что подтверждается не только статистическими данными, но и высокими местами Ленинградской области в общероссийских рейтингах. По итогам нынешнего года прирост ВРП оценивается на уровне 3 процентов, что превышает общероссийский показатель (1,9). Положительная динамика в регионе прогнозируется и на период 2019-2024 годов. Чтобы сделать экономические тренды устойчивыми и долгосрочными, планируется продолжить наращивание усилий по привлечению инвестиций в основные отрасли (промышленность, транспорт, сельское хозяйство). Так, индекс экономического роста к 2024 году увеличится на 12,1 процента, а объем ВРП достигнет 1,5 трлн. рублей. Рост экономических показателей прогнозируется и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в инвестициях, и в жилищном строительстве. В свою очередь, динамика экономического развития позволяет прогнозировать стабильный рост реальных доходов и заработной платы в области, утверждают экономисты. За период 2019-2024 годов прирост реальных денежных доходов населения Ленинградской области предполагается на уровне 13,5% при росте реальной заработной платы на 14,2% к уровню 2018 года.

Демографическая ситуация в Ленинградской области будет по-прежнему характеризоваться естественной убылью населения и сохранением положительного миграционного прироста. Это обеспечит увеличение численности жителей области на 39,6 тыс. человек (до 1861,3 тыс. жителей в 2024 году).

Большую часть миграционного прироста составляют межрегиональные потоки внутри России (в 1 полугодии 2018 г. - 88%).  При этом на рынке труда Ленинградской области на весь прогнозируемый период планируется сохранение стабильной ситуации.

Что касается актуализации Стратегии Ленинградской области, то процесс уже запущен,  и одним из важных его факторов в региональном правительстве считают создание условий для вовлечения в него граждан, общественных организаций и бизнес-сообщества. Проект актуализированной Стратегии будет разработан до февраля 2019 года, в нем будут учтены современная экономическая ситуация, а также те стратегические документы, которые приняты на федеральном уровне, в частности Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который предполагает реализацию 12 национальных проектов.

В сложившейся практике основным механизмом для реализации этой задачи служит проведение общественных слушаний уже готовых проектов стратегических документов, однако разработчики убеждены: участие всех заинтересованных сторон должно начинаться гораздо раньше. При этом необходимо широко использоваться информационные технологии.  Так, для общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования внедрена специальная информационная платформа на базе системы «Мониторинг Ленинградской области» (monitoring.lenreg.ru). Кроме того, планируется запустить специальный портал по разработке Стратегии, где каждый желающий сможет предложить свою инициативу, проголосовать за инициативы, предложенные другими участниками, высказать свое мнение, получить обратную связь и следить за информацией о ходе разработки Стратегии. Этот портал должен стать постоянной площадкой по обсуждению стратегически важных задач развития нашего региона, что позволит оперативно реагировать на внешние запросы и принимать управленческие решения, инициировать новые проекты.

Представленный доклад вызвал у членов палаты немало вопросов, которые, в основном, касались демографической ситуации: Александр Никифоров указал на необходимость усиления мер по снижению смертности населения, Юрий Соколов и Александра Бондарь – на комплексность в подходе к развитию территорий, прилегающих к Санкт-Петербургу. Не секрет, что именно на этих территориях ведется активное жилищное строительство, а вот обеспечивающая инфраструктура, да и предложение новых рабочих мест сильно отстают от роста населения. Чтобы правильно оценивать демографические процессы, важно отдельно отслеживать динамику роста сельского населения и качества его жизни, добавила Галина Куликова.

Следующим вопросом заседания стало обсуждение проекта бюджета Ленинградской области на 2019 год, с информацией об основных параметрах этого документа перед собравшимися выступила заместитель председателя комитета финансов Екатерина Михайлова. При формировании  проекта бюджета -2019 регион руководствовался принципами приоритета проектного управления, оптимизации расходов и увеличения доходной базы, отметила выступающая. При этом доходная часть областного бюджета составит 113,8 млрд. рублей (консолидированного - 144,6), расходная – 120,3 млрд. (консолидированного – 153,1).

Основную часть  собственных доходов (108,5 млрд. руб.) составят поступления от налога на прибыль (46,5 млрд.руб.) и НДФЛ (28,8 млрд.руб.), еще 19,6 млрд. рублей регион получит от налога на имущество организаций. Основная часть средств областной казны (93,8%) будет распределена в соответствии с утвержденными государственными программами. Самая значительная доля придется на образование (30,6 млрд. руб.), здравоохранение (22,4 млрд.руб.), социальную поддержку населения (17 млрд. руб.). В 2019 году вырастет объем расходов не только на социальные нужды, но и на поддержку ЖКХ, в т.ч. капитальный ремонт жилья и создание комфортной городской среды. При формировании адресной инвестиционной программы основное внимание будет уделяться переходящим объектам, строительство которых должно быть завершено в ближайшее время, в 2019 году таких объектов – 22. Завершая свое выступление, Екатерина Михайлова пригласила общественников принять участие в обсуждении документа на сайте «Открытый бюджет Ленинградской области», а затем участники заседания перешли к вопросам. Так председатель Ломоносовской районной палаты Владимир Анфиногенов напомнил, что президентом РФ Владимиром Путиным поставлена перед регионами задача обеспечить села с населением более 100 человек фельдшерско-амбулаторными пунктами, и поинтересовался, учтены ли в областном бюджете средства на решение этой проблемы. В протокол заседания собравшиеся постановили занести поручение профильному комитету провести ревизию ФАПов на селе.

Опыт общественного обсуждения ключевых социально-экономических и финансовых документов региона участники заседания сочли крайне продуктивным, а потому Общественная палата Ленинградской области рекомендовала муниципальным коллегам также подключиться к работе над муниципальными бюджетами. А для того, чтобы сделать экономические и финансовые процессы  в развитии региона прозрачными и понятными для всех его жителей, Общественная палата решила сформировать так называемый «Народный бюджет», который будет отражать не только общие тенденции и цифры, но и ответит на важнейшие вопросы, волнующие население: как отразится финансирование на оказании конкретных услуг в учреждениях здравоохранения, образования, социальной сферы, оплате услуг ЖКХ, заработной плате бюджетников. Предложения по подготовке «Народного бюджета» палата аккумулирует до 25 октября, после чего начнется подготовка этого нового для Ленинградской области документа.

 

Комментарии
Важные ссылки