Члены общественной палаты
Ю.Шевчук: МИР В 2050 ГОДУ (Очерк 6, Молчание космоса)

Ю.Шевчук: МИР В 2050 ГОДУ (Очерк 6, Молчание космоса)

Глава 6

Молчание Космоса

В один из уже давних годов 21 века, в разгар летней жары, решив, как впоследствии выяснилось, ошибочно, что лесные дороги подсохли, я, пригласив коллег из "Креста", а также  Михаила Герштейна, тогда - председателя комиссии по изучению УФО Русского Географического Общества, отправился на границу Ленинградской и Вологодской областей, к легендарному в УФОлогической среде Корб-озеру. Там в 1961 году произошли события, так и не получившие хоть какого-то рационального объяснения...

Тогда нечто, прочное, тяжелое и, по всей видимости, летающее, рухнуло с неба на берег озера, вывернуло грунт, проползло, оставляя канаву, до воды, погрузилось в воду (поломав лед), а затем ...исчезло. Во всяком случае, ни лесник, пришедший наутро, ни несколько военных экспедиций, исследовавших это место более 15 лет, никаких следов упавшего объекта не нашли. Среди УФОлогов этот случай считается одним из наиболее изученных эпизодов, связанных с материальными следами действий неопознанных летающих объектов.

... Конечно, лесные дороги и не думали просохнуть. Идти пришлось по колено в болотной тине, перебираясь сквозь бурелом и заросли довольно густого подлеска, по звериным тропам. Озеро, когда мы до него наконец добрались, поразило тишиной и безлюдьем. Воронка от падения ЧЕГО-ТО-ТАМ, про которое известно только, что оно НЕ метеорит, комета, ракета, и так далее, была на месте. На наше удивление, она обильно поросла молодыми деревцами. Возможно, микроэлементный состав почвы здесь все же стал другим.

Жители ближайшей к Корб-озеру деревни, расположенной в двадцати километрах на юго-запад, очень хорошо помнят о всех ежегодных военных и гражданских экспедициях, искавших "ракету", да вот так ничего и не нашедших. Ни единого обломка, кроме непонятных черных шариков, наподобие окалины, которые и сейчас можно было бы при желании в этой воронке накопать. НЛО, кстати сказать, эту местность вниманием не оставляют. Нам показали несколько видеозаписей, снятых на мобильные телефоны, в которых опытный Михаил Герштейн углядел отсветы запусков с космодрома в Плесецке. Но только вот в Корб-озеро ничего из Плесецка не падало, и это как раз установлено точно...

Мы и не собирались в первый же приезд обнаружить нечто, не найденное военными и учеными, работавшими на Корб-озере спустя несколько недель после падения (и взлёта?) непонятного объекта. Просто положение дел на нашей планете стало таким, что в поисках надежды на счастливый оборот событий действительно начинаешь рассматривать самые фантастические варианты.

Наша планета - одна из множества похожих. По различным подсчетам астрономов, в нашей галактике может существовать около 150 миллионов внеземных цивилизаций - и то они займут лишь 0,1% от количества землеподобных планет у солнцеподобных звезд. Но Космос молчит. И, по правде говоря, нет никакой уверенности в том, что за время существования человечества у него были гости с других планет. Это явление - одиночество человечества во Вселенной - получило название "астросоциологического парадокса".

Осмысляя проблемы нашей цивилизации, грозящие ей в своей совокупности летальным исходом практически со стопроцентной вероятностью, мы не видим вокруг положительных примеров существования технологических цивилизаций, похожей на нашу. Этому может быть только три объяснения.

Наша цивилизация вообще может быть единственной в своём роде, и Иосиф Шкловский оказался прав, когда произнес с трибуны XXVII Международного геологического конгресса в 1984 году пророческие слова, в правильности которых, я надеюсь, вы постепенно убеждаетесь: “Разумная жизнь не является высшей формой движения материи” и разум — “это только одно из бесчисленных “изобретений” эволюционного процесса, да к тому же приводящий вид, который им награжден, к эволюционному тупику”.

Второй вариант заключается в том, что технологических цивилизаций, возможно, и множество во Вселенной, да вот срок их жизни недолог - либо войны, либо экологический кризис, либо внутренние противоречия, потеря желания жить дальше, губят их. Опыт их гибели нам ничего не даст, да и познакомиться с ним мы попросту не успеем.

И наконец, третий вариант - на множество действительно погибших технологических цивилизаций, превративших свои планеты в ядерные пустыни, или, наоборот, создавшие на них сонный рай гомеостаза, нашлись - таки несколько выживших, экстенсивно развивающихся, преодолевших внутренние проблемы и справившихся с проблемами внешними, такими, как гигантские расстояния и лютый холод космоса. Они путешествуют от звезды к звезде, осваивают новые территории, созидают нечто невиданное и мнят познание смыслом существования разумного существа. То есть, живут так, как жили наши предки во времена Жюль Верна, с поправкой на уровень развития техники, конечно. И если такие "братья по разуму" есть - то тогда и у нас есть надежда на что-то большее, чем на медленное угасание, потерю воли к экспансии, старение цивилизации и тоску ожидания очередных "варваров", поставящих кровавую точку в нашей истории. Если есть такие "инопланетяне" - то, значит, и наша гибель не предрешена, ведь у кого-то получилось! Просто мы их пока не встретили. Но ведь отсутствие доказательств не есть доказательство отсутствия. Надо просто продолжать искать.

Потому что иного доказательства "не-тупиковости" технологического пути развития цивилизации, похоже, нет. И иной приемлемой для нас формы цивилизации, кроме той, что сейчас умирает на наших глазах, нет тоже...

Но, похоже, Шкловский оказался прав. Разум – это не прогрессивное эволюционное приобретение. Это эволюционный тупик. А планеты – вообще не место для развития длительного эволюционного процесса. И вот почему.

Мы привыкли видеть опасность для человечества лишь в действиях самого человечества. Считаем, что глобальная катастрофа может быть только рукотворной и её может вызвать, например, атомная война или техногенный экологический кризис. На самом деле естественных причин для гибели цивилизации, обитающей на планете, тоже хватает с избытком.

Конечно, на первом месте - астероидная опасность. Периодически на нашу планету падает из космоса довольно крупный булыжник и это так же неизбежно, как восход Солнца. Животные и растения гибнут в пламени и следующими за пламенем льдами, а оставшиеся в живых начинают всё с начала. Вокруг Земли открыто более 100 000 астероидов. Один из них - Апофис - в 2029 году, в пятницу, 13-го апреля, пролетит довольно близко к Земле. И если в этот раз катастрофа планету минует, под влиянием притяжения Земли астероид изменит свою орбиту и в следующий раз пролетит ближе...

Ледниковый период - ещё одна неизбежная неприятность для человечества. Сейчас на "геологическом календаре" планеты - межледниковье, короткий период между обледенениями. Геологи считают, что такие периоды продолжаются примерно 10 тысяч лет. Наш длится уже тринадцатое тысячелетие. Ученые всё чаще начинают говорить о регистрируемых признаках подготовки природы к возвращению льдов. А новый ледниковый период не пережить ни в каком убежище - во время последнего оледенения на месте нашего города был слой льда толщиной в километры.

Оледенение может начаться вследствие катастрофического извержения вулкана - такого, как то, что произошло 73 тысячи лет назад на острове Тоба. Тогда вулканическая пыль закрыла Солнце на несколько лет. Растительность суши погибла, за исключением экваториальных зон. С нею погибло 90% видов живых существ. Человеческие особи чудом пережили этот период. Климатические условия после этой катастрофы были настолько суровы, что численность человечества не менялась на протяжении 20 тысяч лет. Подобные извержения случаются в истории нашей планеты с завидной регулярностью, примерно раз в 50 тысяч лет. Так - как этот срок давно прошел, обратим внимание на вулканы - вторые после астероидов кандидаты в "разрушители цивилизации". В первую очередь это, конечно, Йеллоустонский вулкан, взорвавшийся уже в десяти фантастических фильмах. Но не меньшую тревогу вызывают у нас и вулкан Килиманджаро, и пара Эльбрус-Казбек, о пробуждении которых вулканологи предупреждают с 70-х годов прошлого века. Взрыв подобной силы и "вулканическую зиму" за ним цивилизация не переживёт - хотя бы потому, что запасов еды не хватит на несколько неурожайных лет.

Но мы считаем, что Шкловский был прав не только из-за наличия опасности катастроф,  и развитие разумной белковой планетарной жизни – не магистральный путь эволюции, а эволюционный тупик.

Во-первых, потому, что появление жизни из мертвой материи на первый взгляд противоречит закону возрастания энтропии. Это все равно как если бы волны моря стали бы не разрушать, а создавать песчаные замки. Вообще, все процессы, связанные с жизнью, разумом и эволюцией – кажутся противоречащими возрастанию энтропии. Кажутся. Потому что на самом деле природа на планетах выращивает вовсе не вершину эволюции. Природа выращивает там своего палача. Конечный этап развития природы – бесконечно сложное объединение бесконечно разных элементарных частиц, то есть вселенский хаос после конца миров.  Вот тут, похоже, на основе бесконечной сложности бесконечно большого количества бесконечно малых элементов и возникнет Бог…
Жизнь разрушает природу быстрее, чем природа разрушается в её отсутствие; разумная жизнь ускоряет процесс энтропии до космических масштабов. Если бы мы твердо знали, что на нас эволюция завершилась, то тогда мы твердо знали бы и свою миссию: уничтожение мира во имя грядущего Бога. К счастью, этим наша миссия не исчерпывается; многие философские и религиозные учения говорят, что мы пока еще – полуфабрикаты. И настоящий крупный прорыв вверх по эволюционной лестнице, ведущей вниз, согласно закону о неубывании энтропии,  у нас еще впереди.

Во-вторых, надежду нам дает наличие у некоторых из нас категорического императива, или – внутреннего знания о том, что есть добро и зло. Мы понимаем – во всяком случае, лучшие из нас понимают и не устают объяснять остальным – что мы биологически – животные, и ведем себя, как животные в плане питания, размножения, и так далее. И в то же время понимаем, что отнимать чужую жизнь ради продолжения своей – значит, нести в мир зло. Очевидно, многие планетарные цивилизации не пережили подобного противоречия, объявив, по Тейяру де Шардену, «забастовку в ноосфере». Мы и сами, кажется, его не переживем. Так что не стоит удивляться, что космос молчит.
Планетарный разум – это обреченный на вечные моральные муки, загнанный в эволюционный тупик, измученный пленник совести. Это душа, заключенная в оболочку зверя, что хуже, чем ад, потому что терзания её, постоянные нравственные и физические мучения, заставляют её уродоваться, становиться бессовестной, отрицать данный с соком яблока с древа познания категорический императив, понимание добра и зла… Попутешествуйте по миру – и сами убедитесь в подавляющем численном превосходстве в нем существ, лишь с виду похожих на человека, но совестью не обладающих.

Нынешний вид человека, очевидно, должен выполнить две задачи: создать человека космического, свободного от «первородного греха», и стерилизовать землю, окончательно превратившуюся к тому времени в место обитания «тупиковых видов человечества». Другого выхода из эволюционного тупика, о котором, как видите, много раньше меня сказал академик Шкловский, я лично не вижу…

Юрий Шевчук, «Зеленый Крест».

 

Комментарии к главе 6:

Юлия Афанасьева, политолог:

Закрытые уши слышат тишину

В 1960 году Фрэнсис Дональд Дрейк, предложивший формулу для определения числа внеземных цивилизаций, обеспечил выделение миллионов долларов на программы по поиску «братьев по разуму».
В формуле для определения количества разумных цивилизаций, готовых вступить в контакт, фигурируют следующие коэффициенты:

- количество звёзд, образующихся в год в нашей галактике; 
- доля солнцеподобных звёзд, обладающих планетами;
- среднее количество планет (и спутников) с подходящими условиями для зарождения цивилизации;
- вероятность зарождения жизни на планете с подходящими условиями;
- вероятность возникновения разумных форм жизни на планете, на которой есть жизнь;
- соотношение количества планет, разумные жители которых способны к контакту и ищут его, к количеству планет, на которых есть разумная жизнь;
- время жизни такой цивилизации (то есть время, в течение которого цивилизация существует, способна и хочет вступить в контакт).

Несмотря на то, что современная наука способна более-менее точно определить только 2 из этих переменных (доля солнцеподобных звёзд, обладающих планетами и среднее количество планет (и спутников) с подходящими условиями для зарождения цивилизации), это стало значительным стимулом для дальнейшей работы, так как разговоры об «инопланетянах» перешли в иную, более практическую, и вполне очерченную плоскость. И если в 1950, в кафетерии Лос-Аламосской лаборатории Энрико Ферми задал Эдварду Теллеру, Герберту Йорку и Эмилю Конопинскому, казалось бы, риторический вопрос «являемся ли мы единственной разумной и технологически продвинутой цивилизацией во Вселенной?», то на сегодняшний день многие, как ученые, так и обыватели, уверены, что мы не одни во Вселенной. То же самое чувствовали и наши предки, мифы и легенды которых часто рассказывают о «гостях из Космоса».

Более актуальная в XXI веке постановка вопроса – «есть ли у нас технологические возможности и способности разума, достаточные для того, что бы заметить другие цивилизации?». 

Однозначного ответа и здесь нет, однако, если исходить из того, что инопланетяне могут быть не только не похожими на нас, но и отличаться по «структуре» – например, состоять из нейтрино, как Хари и другие «гости» из Соляриса, или являться «сгустками энергии», как сущности в эзотерических психодуховных практиках, - может, мы просто не там ищем, отправляя радиосигналы в открытый космос?

Свою версию в рамках проекта Сириус предлагает доктор Стивен Грир, много лет занимающийся 3 направлениями работы – сбором доказательств существования НЛО, вопросами энергетики и экспедициями, в рамках которых коллективная медитация «вызывает» инопланетян на контакт и фиксирует такие «рандеву». По мнению Грира, «заговор умолчания» относительно наших соседей связан в том числе с нежеланием перестраиваться на новые типы энергетических систем.

Даже если не считать предоставляемые уфологами доказательства неоспоримыми  (а скандальных манипуляций было достаточно для того, чтобы скомпрометировать и субъекты, и предметы исследований), на некоторые моменты стоит обратить внимание, ибо объяснений им классическая наука не находит. В последние годы многие страны вывели исследования НЛО из формального и публичного академического пространства, в том числе ссылаясь на «ненаучность» этой деятельности. При этом в поисках внеземных цивилизаций, помимо спорных находок и наблюдений, ученым удалось совершить немало «побочных» открытий, внесших вклад в развитие других дисциплин. Поиск ответов на поставленные уфологами вопросы как минимум позволит расширить границы познания, как максимум – разглядеть на горизонте другие формы разума.

Юрий Шевчук упоминает разного рода опасности, способные привести к глобальной катастрофе, в том числе исходящую из космоса - астероидную. На протяжении многих лет писатели-фантасты, СМИ, и кино рисовали картины апокалипсиса, приходящего вместе с инопланетными захватчиками, программы по разработке «космического оружия» разрабатываются разным странами – не только для решения наших «земных» конфликтов, но и отражения возможной угрозы из космоса. Другие сценарии предполагают «сосуществование» обитателей разных галактик со сложными, но не всегда направленными на уничтожение, отношениями. Естественный вопрос, возникающий на этом этапе – можем ли мы выйти за пределы собственного восприятия, собственных приоритетов, ценностей и представлений о мироздании, чтобы не только заметить, но и понять внеземной разум?

Можем ли мы судить о планетарных цивилизациях, исходя из «категорического императива», представлений о «добре и зле», являющихся достаточно субъективными на индивидуальном уровне и очень размытыми на уровне коллективных представлений?

Насколько очевидны упомянутые Юрием Шевчуком задачи нынешнего вида человека – «создание человека, свободного от первородного греха» и «стерилизация Земли» – остается открытым вопросом. Во-первых, не избавлены ли от «первородного греха» все те, кто живет вне парадигмы авраамических религий, те, кто придерживается взглядов, исключающих противоречия образа жизни и собственных морально-этических норм?
Во-вторых, для чего может быть нужна принудительная «зачистка» или «стерилизация» места обитания, если  человек, человечество, даже себя не смог познать в достаточной степени для того, что бы принять неоспоримое определение самого себя, то есть «человека»?

Готов ли человек, человечество встретиться с иной формой жизни, иным типом мышления, живущим в отличающейся системе координат? Если нет, и если тот, другой разум, понимает это лучше нас – не удивительно, что космос молчит. 

Если мы не можем сделать шаг навстречу, может прав Станислав Лем, сказавший устами своего персонажа Снаута: «Мы вовсе не хотим завоевывать никакой Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало… Мы бьёмся над контактом и никогда не найдём его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которой он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек!»

 

Андрей Столяров, писатель:

ПРОБЛЕМА ГАЛАКТИЧЕСКОГО МАСШТАБА

Великое молчание космоса – одна из самых больших загадок Вселенной. Суть этой загадки проста. Если существуют инопланетные цивилизации, то почему мы не видим и не слышим их? Вселенная неисчислима. Только наша галактика, Млечный путь, содержит в себе около 400 миллиардов звезд. Вокруг многих из них имеются планеты. И согласно современным оценкам, от 5 до 20 миллиардов планет по своим характеристикам подобны нашей Земле.

Причем, здесь наличествует еще одно серьезное соображение. Феномены природы не могут быть уникальными, проще говоря – единичными. Напротив, они проявляются всякий раз при возникновении типовых условий. И если существуют миллиарды планет, подобных нашей Земле, то на многих из них тоже должна была зародиться жизнь, более того – должна была достигнуть высоко организованных форм.

Другими словами, инопланетные цивилизации должны возникать неизбежно. К тому же значительная их часть, стартовавшая раньше, уже должна была обогнать Землю по своему технологическому развитию. Они давно должны были выйти в космос и обнаружить себя. Но тогда – где они? Именно так – темпераментно: «Ну и где же они?» – воскликнул в свое время знаменитый физик Энрико Ферми, рассуждая о внеземных цивилизациях.

Юрий Шевчук излагает основные гипотезы, пытающиеся объяснить данный феномен. Наша Земля может все-таки оказаться во Вселенной единственной – так считал, например, астрофизик И. Шкловский. Иные цивилизации также могли погибнуть в результате катастрофических войн или непреодолимых природных катаклизмов.

Добавлю сюда еще одну гипотезу, несколько экзотическую. Практически все прогнозы 1960-х годов предполагали, что экспансия человечества будет направлена в космос: мы создадим несколько баз на Луне, повесим постоянную научную станцию над Юпитером, начнем осваивать всю Солнечную систему. Ничего этого не произошло. Появились компьютеры, интернет, возникли миры виртуальной реальности. И вдруг оказалось, что жить в виртуальных мирах гораздо интереснее, чем в физическом мире. Они ярче, красочнее и доступнее. Вектор экспансии изменился. Человечество двинулось не в космос, а в виртуал. Возможно, это судьба многих цивилизаций. Как только они достигают уровня виртуальной реальности, то, очарованные волшебными качествами ее, полностью, погружаются в виртуал, как бы окукливаются и перестают обращать внимания на физический мир.

Может быть, именно так будет и на Земле.

Однако пока наиболее убедительной, на мой взгляд, представляется гипотеза когерентного происхождения жизни. В рамках этой гипотезы Вселенная, возникшая в результате Большого взрыва, эволюционирует как единая сущность, проходя последовательные этапы развития. Сначала образуются газовые облака, затем они конденсируются в звезды первого и далее второго поколения, вокруг звезд возникают планеты, а на планетах земного типа зарождается жизнь.

В этом случае жизнь во Вселенной возникает лишь один-единственный раз, однако – массовым образом и внутри ограниченного «кольцевого» сегмента. То есть «сверхцивилизаций» в принципе не существует: все иные культуры находятся примерно на одном и том же «земном» уровне развития. Ну а поскольку Вселенная расширяется и данный процесс идет уже миллиарды лет, то эти искорки жизни разнесены сейчас на колоссальные расстояния друг от друга, которые технологиями современных коммуникаций просто не преодолеть.

Вселенная вообще значительно больше, чем это может представить себе разум обычного человека. Бездны пространства, лежащие между отдельными звездами, трудно вообразить. В 1974 году в созвездие Геркулес, где, по предположениям того времени, могла существовать разумная жизнь, было отправлено так называемое «Послание Аресибо», которым Земля фактически заявила, что она есть.

Ну и что?

Это же не «Фейсбук», где посылаешь запрос и практически мгновенно получаешь ответ.

«Послание Аресибо» будет лететь до созвездия Геркулес 25 тысяч лет. И еще столько же времени оно будет идти обратно на Землю. То есть, ответ мы сможем получить лишь через 50 тысяч лет. Если, конечно, адресат в созвездии Геркулеса вообще имеется.

А ведь другие звезды еще дальше от  нас.

Прошло еще слишком мало времени.

В координатах необозримой Вселенной человечество существует лишь ничтожную долю мгновения. Оно еще только-только выглянуло из земной колыбели. Не сделало даже первых шагов.

Фактически жизнь во Вселенной представляет собой сейчас лишь горсть слабеньких искр, тлеющих в космической пустоте. Причем, как правильно заметил Юрий Шевчук, эти искры могут погаснуть в любой момент. Земля, например, может столкнуться с гигантским астероидом – вероятность этого очень мала, но все-таки она есть. Земля может задохнутся в дыму грандиозного вулканического извержения – такие ситуации в прошлом уже бывали. Человечество может не справиться с очередной пандемией – попыткой природы отрегулировать чрезмерную численность вида homosapiens. Наконец человечество может уничтожить само себя во внезапно вспыхнувшем хаосе всеобщей войны – ситуация в современном мире весьма нестабильная.

Искра может погаснуть.

И потому особенно привлекательной кажется мысль о «человеке космическом», высказанная Юрием Шевчуком.

Быть может, истинное предназначение человечества, как раз и заключается в том, чтобы, преодолев наконец внутренние разногласия, все-таки выйти в космос, в загадочные просторы Вселенной, распространить жизнь по всей нашей Галактике и даже за пределы ее, и тем самым сохранить разум вопреки всем природным или космическим флуктуациям.

Вот какая задача перед нами стоит.

Задача неимоверных масштабов.

И ответственность наша за решение этой задачи будет особенно велика, если вдруг все же окажется, что мы в этой Вселенной – одни.


Комментарии
Важные ссылки