Члены общественной палаты
Геннадий Москвин: "Бойтесь души убивающих..."

Геннадий Москвин: "Бойтесь души убивающих..."

И не бойтесь убивающих тело,

души же не могущих убить;

а бойтесь более Того, Кто может

и душу, и тело погубить в геенне

Мф., 37 зач., 10, 23–31

Бойтесь души убивающих…

Размышления историка над фильмом “Зулейха открывает глаза”

           

Аккурат к юбилею. Ну вот, премьера фильма Зулейха открывает глаза” состоялась. Откладывали её, откладывали, якобы, по техническим причинам.  Начали в первый день страстной седьмицы 13 апреля 2020 г., а закончили, аккурат, в день 150 - летия со дня рождения В.И. Ленина. Как говорится: примите наш “подарок”. Бестыжие...

Пасквиль на советское прошлое. Фильм уже поспешили объявить бестселлером года. Не заставили себя ждать и первые отклики на фильм. Приведём лишь некоторые из них с   интернет – портала ДЗЕН. (https://aif.ru/culture/movie/_zriteli_o_seriale_zuleyha_otkryvaet_glaza?). Вот, пользователь под ником Sidemoon восторженно пишет: - “Лучшая роль Хаматовой, в глазах которой - поистине вся трагедия татарского народа (да и народа вообще) в эпоху “большого террора”. Ему возражает пользователь В.М. Гребенников: - “Очередной пасквиль на наше прошлое. …У меня родители прожили трудную жизнь, но всегда вспоминали свою жизнь только добром”. Ему вторит пользователь Ладыгина: - “…Неужели показанная гопота в фильме могла построить такое великое государство? Разве показанные большевики, как их показали, выиграли бы войну, восстановили бы страну за короткое время?”

Чтобы увидеть “горизонты” правды, надо встать на плечи “гигантов”. Мне, как историку, который глубоко изучал историю коллективизации, понятны сверхзадачи, решаемые авторами фильма. Поговорим об этом поподробнее.

Авторы фильма взялись за дело, имея смутные представления об истинных исторических процессах той драматической и жестокой предвоенной эпохи. В титрах фильма не удалось обнаружить информации об историческом консультанте, хотя закадровыми историческими справками создается ложное впечатление о том, что он выстроен на некой исторической правде.

Ну хорошо, бюджет фильма не позволяет вам оплатить услуги консультанта-историка, тогда воспользуйтесь сокровищницей сюжетных линий, исторически правдивых эпизодов, которые содержатся в бессмертном произведении М.А. Шолохова о коллективизации на Дону – романе «Поднятая целина», и в блестящем одноименном фильме.

Судя по сериалу, авторы не удосужились перечитать этот бессмертный роман. А ведь, в нём содержится сермяжная правда о коллективизации. Описанная Шолоховым поднятая целина - это не о поднятых целинных землях. Это о “поднятой целине” душ людских, о перепаханных судьбах, о перестройке и “перековке” душевного строя, о переходе от неудач к удачам, от неверия к вере; о коренной ломке старого и мучительно трудном складывании нового социального уклада деревенской жизни.

Там содержится правда истории, правда жизни, ибо роман написал человек, проживший большую часть своей жизни в казачьей станице Вешенской. Он жил и работал в “гуще” событий. На его глазах проходила эта трудная, временами драматическая, а временами трагическая, коллективизация. Я бы назвал её Оптимистической трагедией. Трагедией – потому, что процесс модернизационной ломки деревенского уклада проходил с неминуемыми жертвами и потерями. Оптимистической – потому, что эта перестройка завершилась перед войной успехом. И этот успех был подтверждён нашей победой в Великой Отечественной войне.

В романе прописаны исторически точные характеры. Там есть реальная станица, реальный колхоз, возглавляемый путиловским  рабочим, 25 - тысячником Давыдовым. Там есть партячейка во главе со страстным большевиком, героем Гражданской войны - Макаром Нагульновым. Там есть районная партийная власть: Райисполком, бюро Райкома партии и районный отдел ОГПУ. Там все идёт в рамках чётко функционирующей государственной власти: Общее колхозное собрание, колхозники и сомневающиеся единоличники, кулаки и подкулачники, а также тайные враги-вредители. Там действующий сельсовет, яростная большевистская правда с искренними заблуждениями и искривлениями.

Шолохов жил там, все происходило на его глазах. И он не стоял в стороне; он смело писал Сталину об искривлениях и боролся за своих земляков. В его романе и большая ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА! Напомню и о том, что Шолохов – Лауреат Нобелевской премии по литературе.

“Сон разума рождает чудовищ”

 

Цена человеческой жизни-копейка. Посмотрите, как легко обходятся авторы фильма с ‘убитыми” героями фильма. Вот, эпизод встречи Зулейхи в лесу с отрядом Уполномоченного ОГПУ. Муж Зулейхи, только что спрятавший в тайнике мешки с зерном, в бессильной ярости замахивается на Уполномоченного топором. А тот, в ответ, стреляет в него из револьвера. Он ещё не знает, что выстрелил в так называемого “кулака”.  Выстрелил, убил - не поморщился, и даже не спешился с коня. Отряд продолжил свой путь дальше, направляясь в деревню Зулейхи.

Оказал кулак сопротивление целому отряду вооруженных бойцов - замахнулся топором? Скрутите, вас же целая дюжина. Арестуйте, составьте протокол, отправьте в район - там разберутся. По действующим советским законам Уполномоченный республиканского управления ОГПУ должен был доставить убитого в район, запротоколировать произошедшее, принять меры к опознанию. А тут, человека застрелили и спокойно поехали дальше. Это же явный перебор, заданный сценаристами. Какой – то лубок, от которого за версту несет неправоподобностью происходящего.

Этот эпизод – злобный пасквиль на советскую власть. На кого это рассчитано? Нас же десятки миллионов людей из той советской жизни. Мы – самое образованное поколение страны, мы все помним, все знаем; во всяком случае всё, что имеет отношение к советскому периоду истории.  

Судя по всему, создатели фильма в своем историческом невежестве перепутали эпохи. Они спутали 1930 год с 1918 –м. Это в 1918 г. - первом году Гражданской войны, с тем, чтобы спасти умирающие от голода промышленные центры, продотряды и ЧОНы (части особого назначения) совершали рейды по деревням с целью реквизиции излишков хлеба у богатых крестьян (кулаков). Те, естественно, не хотели отдавать хлеб за бесценок. И их можно понять: они, ведь, мелкие собственники; их интерес – “навар”. Но Москву, Петроград и другие голодающие города надо было спасать. Ибо, Украина отделилась от России и поставки украинского хлеба прекратились. В хлебных центрах страны - восстание против советской власти: в Поволожье – белочехи, в Сибири – Колчак, на Дону и Кубани атаман Краснов и генерал Деникин. Хлеб в большевистскую Москву и Петроград не поступает; города умирают от голода. А в это время страна подвергается иностранной военной интервенции. Армии 14 иностранных государств; числом 202 тысяч человек – как шакалы терзали истерзанную первой мировой войной Россию. Вот и пошли продотряды в ближние к Москве губернии. В 1918 г. были и стычки, и бои, и захват продотрядовцев, и их убийства. И самосуд тогда, чаще всего, совершался именно над захваченными продотрядовцами. А те действовали в соответствии с революционной законностью. Советские законы уже действовали.

В фильме отряд сотрудников ОГПУ Татарстана показан как отряд анархистов или махновцев, творящих самосуд. Чтобы в 1930 г. Уполномоченный республиканского ОГПУ, походя, застрелил жителя села - это нонсенс, ложь! В фильме время действия-1930 год. Социализм уже утвердился. Партия большевиков и Советское Правительство твёрдо взяли в свои руки ‘командные высоты”: функционируют суды, прокуратура; есть прочная устойчивая властная вертикаль. 

Такой эксцесс с бессудным убийством кулака - продукт «воспаленного» мозга авторов. И этой неправдой вы убиваете души людей. Не даром в Евангелии от Матфея говорится бойтесь не тех, кто тела убивает, а тех, кто души убивает.

А возьмём другой эпизод: с мальчиком, убитым на железнодорожной станции. Почему не показано, как к убитому мальчику бегут станционные служители, дежурный милиционер со станции? Почему не составляется протокол? Не пишутся объяснительные? Это же должно делаться по умолчанию. Но… для авторов важно другое: сцена убийства ребенка получилась впечатляющей. И зачем еще ‘тратить” пленку на “несущественные” детали.

                Так же, походя, между делом, показана и “смерть” других героев фильма: Насти (этой заблудшей девы с пониженной социальной ответственностью), а также урки и сексота Горелова, укравшего запасы еды у своих товарищей по несчастью, а после возвращения из побега, назначенного, сначала  надсмотрщиком, после, неведомо как, превратившегося в офицера НКВД, а в конце фильма, даже, комендантом трудпосёлка (плод фантазии непрофессионалов).

 Авторы фильма в своем упоении приговорили к неминуемой погибели и старуху- мать убитого Муртазы. Её оставили одну в огромном доме – старую, слепую. Как она будет жить? Куда она пойдет? Кто её приютит - мать кулака – мироеда? Авторы фильма не дают ответа. А ведь, правда истории заключается в том, что семью раскулаченных без главы семейства – не выселяли. Разрешали и детей оста