В Общественной палате РФ обсудили оптимизацию сельских школ
13 апреля Председатель Комиссии по АПК, сельским территориям и природопользованию Общественной палаты Ленинградской области, руководитель МОО «Природоохранный союз», академик РЭА Вероника Тарбаева приняла участие в Общественных слушаниях «Неоптимальная оптимизация сельских школ: можно ли экономить на детях?», проводимых Общественной палатой РФ в on-line режиме.
В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти в сфере образования; региональных общественных палат; администраций сельских муниципальных образований, директора сельских школ, представители учительского, родительского и ученического сообществ, эксперты. На общественных слушаниях обсудили проблемы сельских школ в разных регионах России, чтобы сформировать целостную картину текущего состояния и наиболее распространённых проблем и выработать рекомендации по формированию государственной политики в этом направлении, совершенствованию нормативно-правовой базы, разработке специализированных государственных программ и мероприятий, направленных на поддержку сельских школ.
Председатель Комиссии по АПК и сельским территориям ОП РФ Юлия Оглоблина открыла мероприятие словами: «Закрывается школа – умирает село» – это утверждение получает подтверждение в ходе продолжающейся работы по оптимизации сельских школ. В 2018 году с этим утверждением согласился Президент России В.В. Путин, когда жители Алтайского края на «Прямой линии» подняли проблему закрытия малокомплектной школы в их селе. В Общественную палату РФ периодически по разным каналам продолжает поступать информация из регионов о ликвидации и реорганизации сельских школ с переводом учащихся в более крупные школы в соседних населённых пунктах». Далее спикер отметила, что в соответствии с пунктом 12 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Но, к сожалению, это мнение может быть учтено весьма условно, либо жителей просто ставят перед фактом, что средств на содержание и/или ремонт (если он требуется) школы в местном бюджете просто нет. Кроме того, в ряде регионов РФ сельские поселения ликвидированы и объединены в городские округа.
Основными докладчиками на общественных слушаниях были учителя сельских школ и родители. Настоящим авангардом выступили представители сельских школ Московской области. Но проблемы, с которыми все они сталкиваются, очень сходные. По словам Татьяны Хударовой - учителя СОШ в деревне Головково Наро-фоминского района Московской области, - социальный эффект мультипликатора – это массовая миграция работников школы и родителей с детьми из села в город, оптимизация образования также ставит под угрозу закрытия небольшие сельские школы, т.к. их финансирование резко сократилось.
Примеры сельских школ Московской области очень похожи на сложившуюся ситуацию в Республике Карелия, которую отразила в своем живо трепещущем выступлении в СМИ Марины Горячевой - директора сельской школы заонежского села Шуньга, где всего 90 учеников. Как отметила директор школы: «Часть из них привозят на автобусах еще из трех деревень. На содержание этой школы раньше уходило порядка 13 млн. руб./год. В этом году по новой системе «подушевого» финансирования, то есть по количеству детей, школе выделят только 8 млн. руб. То есть директору предстоит сэкономить более 4 млн. руб. На чем — или на ком? Какую статью расходов ликвидировать: подвоз детей нельзя отменить, учителя должны повышать квалификацию, обязательными остаются медицинские осмотры – на все это требуются средства, и раньше они были заложены в бюджет школы». «Получается, что мы можем сэкономить только на учебном процессе, — объясняет Марина Горячева. — Классы объединять мы не стали, объединили предметы: музыку, физкультуру, ИЗО, технологию, окружающий мир. И на этом на всем мы сэкономили только 2 млн. руб. Технический персонал забрала на содержание администрация поселения. Объединять классы, соединять основные предметы – это просто невозможно. Чему мы научим детей тогда?!» Следующая статья экономии — это учителя. «Единственное, что мы еще можем, это отказаться от стимулирующего фонда, — говорит директор. — И получается, что все педагоги остаются без стимулирующих выплат. Не будет ни классного руководства, ни проверки тетрадей – это не будет оплачиваться. У нас стимулирующий фонд — 100 тыс. руб./месяц. Я не знаю, как об этом сказать коллегам. Это несправедливо и обидно. И как я буду требовать с людей выполнять работу, за которую они не будут получать деньги?! Если раньше за нагрузку 18 часов сельский учитель мог заработать 21 тыс. руб., то без дополнительных выплат в рамках оптимизации его зарплата станет 14 тысяч. Разница ощутимая!» Одна учительница уже уволилась, не дожидаясь сентября, и уехала из села вместе со своим ребенком – будущим первоклассником, потому что никаких гарантий, что он доучится в этой школе, нет. Все это, считает Горячева, незаконно. Учитель имеет право получать плату за свою работу. Ученики по Конституции РФ имеют право получить качественное и доступное образование. Закон диктует и оптимизацию, и «подушевое» финансирование сельских школ. Но как это все совместить – не понятно. Предполагается, что финансирование могут еще урезать, и тогда школу точно придется закрывать. Ближайшая СОШ находится в Тулвуе – это в 25 км. Из Кажмы детям придется ехать 54 км в одну сторону по очень «карельским» дорогам. При этом норма для перевозки детей— не более 25 км. (https://netreforme.org/news/na-chem-budut-ekonomit-di..).
Выслушав выступления представителей учительского, родительского и ученического сообществ Председатель Комиссии по АПК и сельским территориям ОП РФ подвела итог, что оптимизация образования ставит под угрозу закрытия небольшие сельские школы, а разработанная программа «Земский учитель» не работает. Все предложения участников будут проанализированы и найдут отражение в резолюции Общественных слушаний.