Школьная библиотека - это больше, чем просто хранилище книг
Чем живут школьные библиотеки Ленобласти, с какими трудностями сталкиваются и какие задачи решают в своей работе, обсудили в ходе совместного заседания комиссии по историческому, культурному и духовному наследию, развитию туризма и комиссии по образованию, молодежной политике, патриотическому воспитанию, физкультуре и спорту Общественной палаты Ленинградской области, специалисты и работники библиотек образовательных учреждений региона. Обсуждение состоялось 16 ноября на базе учреждения культуры Ленобласти Библиотека Алвара Аалто в г. Выборге.
«Очень жаль, что Россия утратила статус самой читающей страны мира, - отметила, открывая заседание, председатель комиссии по историческому, культурному и духовному наследию, развитию туризма Галина Куликова, - Мы движемся вперед, книги за прошедшие годы изменили не только содержание, но и форму подачи, стали привычными аудиокниги, книги электронные. Изменилась и роль библиотек, как организаций, которые хранят книги и занимаются книговыдачей населению, сегодня они стали центром культурных мероприятий, инициатив, проведения самых различных социально значимых мероприятий. Но в своей работе библиотеки сталкиваются с рядом проблем, и цель заседания - со специалистами обсудить пути решения этих проблем и выработать действенные рекомендации».
«Школьная библиотека - особое учреждение, работающее одновременно в рамках сферы образования и сферы культуры, что, сказывается на формате их работы и задачах, которые они решают», - подчеркнула во вступительном обращении к участникам встречи председатель комиссии по образованию, молодежной политике, патриотическому воспитанию, физкультуре и спорту Вероника Каторгина. Безусловно, школьные библиотеки должны становиться центрами притяжения и реализации инициатив, но при этом важно учитывать различия в условиях работы и возможностях школьных библиотек в разных частях и поселениях Ленинградской области, в т.ч. отдаленных, считает председатель профильной комиссии.
«Библиотека - это место, куда люди приходят не только за книгой, но и пообщаться, поделиться планами и идеями, - рассказывает член Общественной палаты, директор библиотеки А. Аалто Елена Рогозина, - вокруг нас всегда собирается очень много творческих людей, здесь рождаются очень интересные проекты, которые становятся системными и из года в год мы их реализуем». Особенность школьных библиотек, в том, что они работают в соответствии с законодательствами о библиотечном деле и об образовании, ведут огромную работу по комплектованию, проводят различные мероприятия, библиотечные уроки, формируют фонды художественной литературы для школьников, литературы для саморазвитию и по интересам. Библиотека А. Аалто в своей работе «идет одним строем, в ногу и в одном направлении» со школьными библиотеками. В учреждении создан отдел внестационарного обслуживания, имеющий 36 передвижных библиотек и работающий, в первую очередь, со школьными библиотеками. Фонды - это очень важно, но самое главное в любой библиотеке - это работающие в ней люди, утверждает Е. Рогозина.
«Имея желание и возможности, можно сотворить чудеса», - утверждает библиотекарь школы п. Возрождение Татьяна Боровикова. Она рассказала, как на базе школьной библиотеки и центра «Точка роста» в сельской школе удалось создать Информационно-библиотечный центр, в работу которого вовлечены и учащиеся, и педагоги, а сама библиотека стала творческим центром с газетой и медиацентром. О том, как организована работа с детьми, чтобы научить их любить книгу и литературу в целом, проинформировала и представитель одной из крупнейших и переполненных учащимися школ области - МОУ «Ново-Девяткинская СОШ 1», главный библиотекарь Лора Павлоградская.
Опытом работы библиотек-«передвижек», организации онлайн мероприятий и виртуальных экскурсий при организации взаимодействия со школами Выборгского района поделилась заведующая отделом внестационарного обслуживания МАУК «Библиотека А. Аалто» Елена Анисимова. Темы мероприятий - краеведение, история, этнография, так, для ребят проводят адаптированные по возрасту занятия по темам: «Профессии старого Выборга», «Животные в архитектуре старого Выборга», «Быт старого Выборга: промыслы и еда» и многим другим.
Общую ситуацию в регионе представила заведующая информационно-библиотечным отделом, ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» Наталья Самыловская. Сегодня в Ленобласти 386 школьных библиотек и создано 35 информационно-библиотечных центров. Библиотека - это неотъемлемая часть системы образования, без которой школа не может существовать, к сожалению, иногда эта роль недооценивается. В числе проблем школьных библиотек представитель науки назвала низкое качество фондов, техническое отставание, особенно в сельской местности, недостаток кадров. Также как и сама школа, школьная библиотека выполняет воспитательную функцию, а потому сегодня ей нужен сотрудник образованный, владеющий новыми технологиями, и, главное, увлеченный. Новая профессия, которой обучают желающих работать в школьных библиотеках, называется «педагог-библиотекарь», однако не все школы могут себе позволить взять на работу так нужного работника - в маленьких школах, зачастую, на библиотеку полагается половина или четверть ставки. В школах-гигантах ставок больше, но при такой нагрузке все равно недостаточно. Выступающая привела примеры школ, где в библиотеке работает 1-2 библиотекаря при количестве учащихся 1500-2000 тысячи человек. Для тех, кто не боится трудностей и хочет совершенствоваться в профессии школьного библиотекаря, в ЛОИРО создана система повышения квалификации: в онлайн и офлайн режимах можно получать новые знания и умения, проходить курсы, подготовленные в содружестве с Президентской библиотекой им. Б. Н. Ельцина, Институтом культуры, Центральной библиотекой им. А. С. Пушкина, современными информационно-библиотечными центрами Санкт-Петербурга и Ленобласти, детской и взрослой областными библиотеками и различными издательствами.
Результатом заседания комиссий Общественной палаты будут рекомендации, подготовленные на основании прозвучавших замечаний и предложений, однако сами инициаторы обсуждения, подводя итоги, отметили: тема школьных библиотек важная и комплексная, а значит, работа только начинается.