В Общественной палате Ленобласти считают, что региону нужен закон о кадетском образовании

24 декабря Общественная палата Ленобласти и Комитет общего и профессионального образования на базе ЛГУ им. А. С. Пушкина провели совместный круглый стол о состоянии кадетского образования в регионе.

Кадетское образование с его востребованным опытом воспитания и обучения, реализуется на уровне субъектов Российской Федерации на базе кадетских корпусов и создаваемых в школах кадетских классов.  В Ленинградской области сегодня широко используется вторая форма - создано 98 классов в 36 образовательных учреждениях 10 муниципальных районов. Всего в них обучается 2326 человек. Рекордсмены - Всеволожский и Выборгский районы, рассказал участникам круглого стола  начальник управления в сфере общего, дополнительного образования и воспитания комитета общего и профессионального образования Максим Винокуров. Направленность классов - самая разная: общевойсковая, пограничная МЧС, морская, военно-медицинская и даже таможенная. Подготовка осуществляется в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования на основании партнерских соглашений со специальными образовательными учреждениями, ведомствами и воинскими частями, а также ветеранскими и общественными организациями. В подготовке педагогов для кадетских классов активно участвует областной институт развития образования, а со следующего года в Ленобласти начнет работать молодежный центр «Авангард», и, как надеются специалисты, он также станет партнером кадетского движения. Кадетское образование - эффективный инструмент духовно-нравственного и патриотического воспитания и формирования здорового образа жизни у молодого поколения, однако сегодня оно сталкивается в своем развитии с целым рядом проблем, в числе которых правовая неурегулированность и недостаточная внешняя мотивация, считает специалист комитета.

Опытом развития кадетского образования на базе общеобразовательных школ поделились специалист комитета образования Всеволожского района Вероника Майорова, начальник отдела воспитания и дополнительного образования Выборгского района Ольга Генералова, представители самих образовательных учреждений Сергей Михайлов (СОШ № 11 г. Гатчина), Вячеслав Мальцев (МКОУ «Новолисинская школа-интернат») и Александр Деревянко (Муринский центр образования № 2). Однако базой для кадетского класса может стать и учреждение дополнительного образования. Таким путем, по словам Владимира Лебедева, заведующего центром патриотического воспитания детей и подростков, руководителя казачьих кадетских классов им. Б. П. Крамарова, пошли в г. Сосновый Бор, где классы работают в рамках «Дома детского творчества».

В числе основных проблем выступающие называли отсутствие специального закона о кадетском образовании, в рамках которого решались бы вопросы финансирования этой деятельности: обеспечения детей формой и питанием, выделения дополнительных ставок воспитателей и педагогов, а главное - возможных преференций при дальнейшем поступлении в высшие учебные заведения по профилю. Кстати, для ведомственных кадетских корпусов  норматив поступления выпускников в профильные вузы- важный показатель деятельности и составляет более 80 процентов, подтвердила заместитель начальника СПбСВУ МВД Елена Куликова. Однако она обратила внимание собравшихся и на жесткую регламентацию работы таких корпусов - от приема обучающихся до составления программ обучения.

Один из инициаторов кадетского движения в Ленобласти президент НИФ «Институт актуальных проблем экономики и права» ФГБУН СПб ИЦ РАН Александр Лизоркин высказал мнение, что цель развития кадетского образования - создание именно кадетских корпусов, которых пока нет в регионе. При этом А. Лизоркин считает, что центром процесса могла бы стать Гатчина с ее историческими  и культурными корнями.

Председатель Регионального отделения «Российского Союза Ветеранов» Андрей Ларионов, выступая перед участниками круглого стола, предложил Общественной палате с целью придания системности процессу кадетского образования и координации инициировать создание в регионе Совета по кадетскому образованию. Также он предлагает рассмотреть вопросы создания кадетских корпусов по востребованным высокотехнологичным специальностям, разработать порядок отбора учащихся в кадетские классы и корпуса, установить на уровне региона единую кадетскую форму с региональным шевроном.

Председатель комитета по молодежной политике Марина Григорьева обратила внимание собравшихся на межведомственность таких направлений деятельности как патриотическое воспитание, а также подняла проблему обучения детей и молодежи основам информационной безопасности.

Для дальнейшего развития кадетского образования Ленинградской области необходим специальный закон, который будет регулировать вопросы и нематериального, и, конечно, материального обеспечения этой деятельности, подтвердил член Палаты Дмитрий Пуляевский. У муниципальных образований нет источников обеспечения деятельности кадетских классов и корпусов. Выступление общественника поддержал представитель законодательной власти - заместитель  председателя постоянной комиссии по образованию, науке, культуре, туризму, спорту и делам молодежи областного парламента Павел Коржавых.

Резюмируя прозвучавшие предложения, председатель Общественной палаты Юрий Трусов отметил, что разрабатывая законопроект необходимо найти компромисс между  потребностями системы кадетского образования и возможностями региона, при этом само образование должно системным, с общими принципами и подходами. Он отметил, что рекомендации по итогам заседания будут формироваться совместно с профильными комитетами областного правительства и предложил создать межведомственную рабочую группу по разработке проекта областного закона о кадетском образовании в Ленинградской области.


Комментарии
Важные ссылки