В Ленинградской области обсудили поправки в законы об увековечивании памяти погибших защитников Отечества

14 января в Общественной палате Ленинградской области прошел круглый стол по обсуждению изменений в федеральные законы «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».

В мероприятии, инициированном депутатом Государственной Думы РФ от Ленобласти Ольгой Амельченковой, приняли участие представители профильных органов власти региона и учреждений, занимающихся патриотическим воспитанием молодежи, научной общественности, патриотических объединений и поисковых отрядов.

В приветственном слове заместитель председателя ОП Ленобласти, член Общественной палаты РФ Владимир Журавлёв поблагодарил О. Амельченкову за решение провести ее на платформе региональной Палаты и отметил, что цель мероприятия – обсуждение предложений по изменению законодательства, регулирующего вопросы обеспечения  сохранности неучтенных воинских захоронений и останков погибших защитников Отечества – чрезвычайно актуальна для региона, на территории которого ожесточенные бои Великой Отечественной войны продолжались на протяжении более чем трех лет.

«Наша общая задача – сделать все, чтобы сохранить память о событиях и героях Великой Отечественной войны для того, чтобы никто не смог переписать нашу историю, переписать правду, а также для того, чтобы вернуть семьям пропавших без вести героев», - начала свое выступление перед участниками встречи О. Амельченкова. Она напомнила, что с 1 января этого года вступили в силу изменения в федеральное законодательство, устанавливающие полномочия регионов и предметы совместного ведения в деле увековечивания памяти павших воинов, уточнившие порядок захоронения и перезахоронения найденных останков погибших, а также ограничения прав собственников участков, на которых эти останки были обнаружены. Однако у представителей регионов и поискового движения возник ряд замечаний к документу, в частности к установленному 3-месячному сроку на принятие органами власти решений и выполнение работ по эксгумации и перезахоронению останков, что не учитывает географические и климатические особенности территорий и масштабы захоронений.

Депутат озвучила ряд предложений по изменению федерального законодательства, направленные на запрет проведения строительных, дорожных и иных работ в результате которых могут быть уничтожены  непогребенные останки погибших защитников Отечества или неизвестные воинские захоронения. При этом предлагается проводить архивное историко-краеведческое исследование территории, и лишь затем выдавать разрешение на проведение работ. Однако эти правки затронут только территории, входящие в перечень муниципальных образований, на которых проходили ожесточенные бои. Документ уже сейчас находится в стадии разработки, и, по мнению авторов поправок, он должен быть официально опубликован в сети интернет для того, чтобы потенциальные покупатели земельных участков заранее знали о возможных ограничениях. Также предусматривается возможность увеличения срока проведения работ по перезахоронению дополнительно на 3 месяца в случае обоснованной необходимости.

По поручению Губернатора Александра Дрозденко замечания от Ленинградской области в законопроект были подготовлены в 2021 году Комитетом по молодежной политике, органом, на который возложены полномочия по увековечиванию памяти защитников Отечества в Ленинградской области.  Многие из них вошли в поправки, представленные О. Амельченковой, отметил представитель Комитета Герман Сакс. Тем не менее, у Комитета есть и дополнительные предложения, в частности, предлагается увеличить сроки перезахоронения останков до одного календарного года и уточнить механизм обследования территорий органами местного самоуправления. Следует прописать, что муниципальные власти не проводят, а организуют обследование, поскольку самостоятельно они это сделать не смогут, считают в Комитете. Г. Сакс также сказал о том, что  Комитетом подготовлен проект Методических рекомендаций для органов МСУ по проведению обследованию территорий на наличие неучтенных воинских захоронений.

Прозвучавшие предложения поддержал первый заместитель руководителя Военно-исторического центра СЗФО Сергей Мачинский. Он добавил, что важно уточнить механизм организации обследования земельных участков органами МСУ с привлечением поисковых отрядов, обязать собственников к проведению обследования их земельных участков перед началом работ и высказал мнение, что для проведения обследований и легализации их итогов могут быть задействованы военнослужащие специализированного 90-го батальона, дислоцированного в Ленобласти.

Не менее важный вопрос, поднятый участниками встречи – возможное лицензирование поисковой деятельности и обучения поисковиков. Именно это позволит в дальнейшем придать новый статус и поисковым отрядам и выдаваемым им документам. Как утверждает генеральный директор Санкт-Петербургского Центра патриотического воспитания молодежи «Дзержинец» Андрей Семенов, подобная обучающая программа может реализовываться на базе государственных учреждений. Кстати, в самом «Дзержинце» первый шаг в этом направлении уже сделан: программа разработана, а выпускникам выдается именное свидетельство.

Член совета фонда увековечения памяти погибших при защите Отечества «Помним.Гордимся.Чтим», заместитель главы администрации МО «Первомайское сельское поселение» Александр Колоярский озвучил проблемы отсутствия установленного порядка допуска поисковиков на земельные участки, недостаточной финансовой базы на захоронение в муниципальных  бюджетах органов первого уровня, а также порядка хранения поднятых останков до их захоронения.

Необходимость проведения поисковых работ в случае обнаружения останков павших воинов при проведении строительства по госконтрактам приведет не только к нарушению установленных сроков строительства, но и, как следствие, к включению подрядчика в список недобросовестных поставщиков, высказал предположение член Общественной палаты Михаил Косарев и предложил включать отчет о поисковых работах в состав пакета документов, подаваемых на госэкспертизу проектов. Также следует прописать, что на период проведения поисковых работ продлеваются все контрактные обязательства исполнителей. Земельные участки должны быть обследованы до подписания документов, разрешающих строительство, в т.ч. объектов инфраструктуры, газо- водопроводов, электросетей, считает общественник. Также необходимо прописать упрощенный порядок обследования земель для участков ИЖС и определить орган, имеющий право проводить историко-культурную экспертизу. Все это крайне важно для такого динамично развивающегося региона, как Ленинградская область.


Комментарии
Важные ссылки