• Общественная палата Ленинградской области

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

На фоне обсуждения в СМИ ситуации, с которой столкнулись рыбоводческие хозяйства Северо-Западного региона после приостановки поставок кормов из Норвегии, Дании и Финляндии, мы задали вопрос о перспективах рыбоводческой отрасли и возможностях импортозамещения кормов члену Общественной палаты Ленинградской области, генеральному директору Гатчинского комбикормового завода Дмитрию Кулагину:

- Производство экструдированных кормов (кормов для хищников, которыми являются лососевые рыбы-ред.) для России это достаточно новое направление, как таковой отрасли аквакультуры в советское время у нас не было, и кормовую базу никто не развивал. Один из первых заводов был построен у нас, на территории Гатчинского комбикормового завода, еще несколько заводов было построено на территории России: в Белгородской области, Подмосковье, Твери. Проблема заключалась в том, что поддержки государственной отрасли по производству кормов для рыб промышленного разведения как таковой не было. Дотировались, в основном, рыбные хозяйства, а они дотировались на покупку корма вне зависимости от страны его производителя. И поскольку стереотип отрасли полностью по технологии был ориентирован на Запад, технологии, рыбоводы, собственники ферм в силу ментальности при прочих равных были ориентированы на импортный корм. Государственных мер, направленных на импортозамещение и защиту внутреннего потребителя, не предпринималось. А российские заводы, если и строились, не были ориентированы на внутреннего потребителя, который имел в большом достатке импортные корма по той же цене и аналогичном качестве.

В сегодняшней ситуации, у нас есть корма казахстанских, китайских, белорусских производителей, которые не в санкциях, и не рассматривают возможность санкций. Есть американцы, которые, как всегда, на хайпе «накрутят» европейцев, а сами спокойно продолжают делать бизнес. Более того, для скандинавских фирм, особенно для норвежских, наши рынки носят стратегический характер, и просто так их бросить для них чревато экономическими последствиями, за которые они будут нести ответственность перед своими акционерами и рабочими коллективами. А потому, несмотря на политические заявления, они точно так же пытаются придумать  обходные схемы, которые позволят им не терять рынок, но при этом политическую часть - выполнить. Выживет ли отрасль конкретно без скандинавов - скорее всего, да. Если закроют вообще весь мир, внутреннего  производства, чтобы покрыть резкий дефицит, - с большой долей вероятности,  нет. Даже если хватит производственных мощностей, если централизованно переориентировать все производство кормов для домашних животных, все равно встанет вопрос сырьевой базы: 30 процентов корма для рыб составляют качественный рыбный жир и рыбная мука, и такого объема этих компонентов у нас нет.

Иначе говоря, если создавать многолетнюю программу по выстраиванию отрасли, то заместить можно, если говорить о том, что нужно заместить здесь и сейчас, гипотетически предположить, что в мае прекратится поставка кормов, это будет сложный период.

Полагаю, что ситуация ухудшится, рисков, может быть, будет больше, но нам необходимо провести диверсификацию поставщиков и постепенно увеличивать внутреннее производство. Уже несколько крупных проектов по строительству кормовых заводов на слуху, идет просчет бизнес-моделей, заказ оборудования, но это задача  не текущего товарного года, и, возможно, даже не следующего. А пока будем действовать по обстоятельствам, совсем без кормов не останемся, но так как раньше уже, наверное, не будет.

Важные ссылки