• Общественная палата Ленинградской области

Земля – это ценный ресурс государства, который нужно эффективно использовать

Сразу двум актуальным темам - вовлечению в оборот неиспользуемых сельхозземель и повышению эффективности борьбы с борщевиком Сосновского была посвящена конференция комиссии по АПК, сельским территориям и природопользованию, которая прошла в Общественной палате Ленинградской области 29 апреля. Темы эти тесно связаны между собой, это отметили все участники конференции, ведь зарастание  борщевиком - это, как известно, проблема невозделываемых земель, у которых нет рачительного и ответственного хозяина. Помимо общественников в обсуждении проблем приняли участие депутат Государственной Думы РФ от Ленинградской области Сергей Яхнюк, депутат Законодательного собрания Сергей Коняев, заместитель председателя областного комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Андрей Решетов, представители надзорных ведомств и администраций муниципальных образований.

«Земля - это более значимый ресурс государства, чем нефть или газ, и сегодня у нас много земель, необратабываемых, не используемых в сельхозпроизводстве, - отметил в приветственном слове председатель Общественной палаты Юрий Трусов. - Задача, которую ставит перед собой Общественная палата - разобраться сколько у нас таких земель, в чем причина сложившейся ситуации и что надо сделать, чтобы вовлечь ее в оборот».

Не менее остро, чем земельный вопрос, у нас стоит вопрос почв и сохранения почвенного плодородия, добавила инициатор проведения Конференции, председатель комиссии Вероника Тарбаева. Земля - понятие административное, а почва - это ресурс.  Свой доклад В. Тарбаева начала с обзора законодательства в сфере регулирования земель сельхозназначения. Согласно статистике, в России 255,5 млн. га земель сельхозназначения (66,7 процента) находятся в государственной и муниципальной собственности, 127,8 млн. га - в частной. Площадь неиспользуемых сельхозземель - 56 млн. га, основная часть которых относится к государственным и муниципальным землям. Механизм вовлечения в оборот неиспользуемых сельхозземель требует системного подхода и не должен сводиться к упрощению порядка изъятия участков, считает докладчик.  В числе проблемных вопросов В. Тарбаева назвала несовершенство системы госрегистрации земельных участков, который носит заявительный характер и не предусматривает указание в ЕГРН их специфики как природного ресурса.  Выступающая также рассказала о работе, проделанной Общественной палатой по разработке эффективных методик борьбы с борщевиком, ставшим настоящим бичом необрабатываемых земель не только Ленинградской области и Северо-Запада России, но и ряда сопредельных государств. , заверил участников Конференции депутат Сергей Коняев: если на предыдущем этапе в региональный административный кодекс были внесены изменения, позволяющие штрафовать хозяев земельных участков, зарастающих борщевиком, то теперь парламентарии готовят отдельный законопроект, направленный на дополнительное ужесточение ответственности за эти нарушения.

С 2015 года по инициативе Ленинградской области борщевик Сосновского был включен в классификацию сорных растений, что позволило начать борьбу с ним на государственном уровне. Площадь земель, на которых проходит обработка от засорения борщевиком в Ленобласти сегодня составляет около 4 тыс. га, рассказал участникам Конференции А. Решетов.  При этом муниципальные образования и сельхозпроизводители получают от профильного комитета субсидии на обработку засоренных территорий химическим методом. Объем запланированных бюджетных ассигнований на  мероприятия по уничтожению борщевика в 2022 году составляет более 57 млн. рублей. Однако следует учитывать, что полное уничтожение живучего сорняка  требует ежегодной  обработки земель на протяжении 5 лет. На вопрос о возможном использовании борщевика в промышленности, представитель комитета отметил, что в настоящее время, когда на весах - польза от переработки и вред от засорения, выбирают уничтожение.

По данным 2020 года,  неиспользуемых сельхозземель в Ленинградской области 289,9 тыс. га из которых 127,3 тыс. га - пашня, используемых - 323,7 тыс. га. Больше всего заброшенных земель в Волосовском и Лужском районах. В числе проводимых в Ленобласти мероприятий по борьбе с обсуждаемой проблемой выступающий назвал субсидирование постановки на учет земельных участков муниципалитетами и фермерскими хозяйствами, финансирование мероприятий по мелиорации, реализацию программы «Ленинградский гектар» и организацию муниципального земельного контроля.

Вопрос мелиорации при вовлечении в оборот неиспользуемых сельхозземель крайне важен для Ленинградской области, отметили собравшиеся. Построенные в советские годы сооружения зачастую разрушены, что не позволяет эффективно обрабатывать земли. Сегодня ситуация меняется, средства на мелиорацию выделяются на федеральном и областном уровнях, а с 2022 года запущена федеральная программа, по которой на условиях софинансирования за 10 лет федеральные власти выделят регионам 550 млрд. рублей, пояснил депутат Госдумы Сергей Яхнюк. Поэтому важно, чтобы аналогичная программа была и у Ленинградской области, это позволит ей получить федеральное финансирование.

Засорение сельхозземель борщевиком не относится к предметам ведения Росреестра, однако при выявлении таких случаев в рамках проводимых проверок акты направляются по подведомственности вопроса – в Россельхознадзор. Несовершенство земельного законодательства зачастую не дает привлечь к ответственности хозяев земельных участков, использующих их не по назначению и оставляет лазейки, позволяющие избежать наказания. Однако недавние изменения Земельного кодекса направлены на устранение недостатков, в частности, это касается запрета строительства на землях сельхозназначения, которое теперь предоставлено региональным властям. Ленинградская область этим правом воспользовалась, рассказала заместитель начальника отдела государственного земельного надзора регионального Управления Росреестра Алана Тасоева.

Борщевик Сосновского не отнесен к факторам риска, и за зарастание им участков отдельной ответственности в административном законодательстве не предусмотрено, только в соответствии с общими статьями о зарастании сельхозземель, проинформировала участников Конференции заместитель руководителя Северо-Западного управления Россельхознадзора Ирина Апанасова. В прошлом году ведомством было проведено более 1000 контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения земельного законодательства на площади более 10 тысяч га, около 14 процентов из которых – это заросшие земли сельхозназначения. В отношении нарушителей выносятся предостережения, им выдаются предписания, возбуждаются административные дела, информация о нарушениях подается в налоговую службу для увеличения ставки налога. Так доначисленная сумма в прошлом году превысила 4 млн. рублей. Однако даже в случае направления в суды исков на возмещение вреда и передачи дел судебным приставам возмещения в полном объеме, как правило, не происходит. А недавно принятая норма федерального законодательства, позволяющая практически узаконить зарастание участка лесом в случае уведомления комитета, также часто используется нерадивыми хозяевами с целью уклонения от ответственности.

На обратную сторону вопроса – трудности правового характера при попытке избавиться от леса, выросшего на сельхозземлях, обратил внимание собравшихся член Общественной палаты, глава Ассоциации фермеров Михаил Шконда. Он также призвал региональные власти индивидуально подходить к вопросам разрешения строительства на землях сельхозназначения с тем, чтобы пресечь возможность злоупотребления, но не тормозить развитие честного бизнеса. Проблемы роста дачных партнерств на сельхозугодиях и незащищенности владельцев земельных участков при выявлении на их территории скрытых свалок  подняла и член палаты Виктория Арсеева. Она также предложила инициировать изменения формирования сведений о земельных участках в ЕГРН, дополнив их информацией о назначении земель.

Подводя итоги обсуждения, В. Тарбаева подчеркнула, что одна из важнейших задач Общественной палаты – создать эффективную площадку для  глубокого межведомственного обсуждения актуальных для региона и его жителей проблем, и состоявшаяся конференция эту задачу выполнила. Следующим шагом будет подготовка рекомендаций государственным органам регионального и федерального уровня, внести в этот документ смогут все участники встречи до 10 мая.

Комментарии
Важные ссылки