Ю.Шевчук: МИР В 2050 ГОДУ (Очерк 10, Визуализация)
Глава 10.
Визуализация.
…Эти низкие полукруглые своды напоминают подземную крипту. На самом деле – здесь когда-то был резервуар для воды для нужд Петербурга… Мы рассаживаемся – кто садится на низкие пуфики, кто – прямо на подушки, в изобилии разбросанные по теплому песчаному полу, напоминающему морской пляж. Внезапно подул ветер – свежий, но не прохладный, принесший под низкие своды запахи десятков трав, с ощутимыми нотками полыни и чабреца. На возникших вокруг нас экранах мы увидели степь – настоящую, где травы достигали седла всадника. Над нашими головами появляется ночное небо, состоящее, кажется из бессчетного количества звезд. Во всяком случае, никто из нас не видел его таким. На небе легкой дымкой прорисовываются черты лица мудрого старца. Он говорит: «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?»
Горит костер. Рядом стоят, стреножены, лошади. У костра сидят двое – седой мужчина с лицом древнего пророка и черноволосая женщина необычайной, неземной красоты. Пламя огня кладет тени на их лица.
- Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? – говорит мужчина. – Вот те вопросы, на которые человечество не знает ответа.
- Раньше не знало ответа, - поправляет его женщина. – Но теперь мы знаем…
Мужчина и женщина сходят с экрана и оказываются среди нас. Мы превращаемся в учеников, слушающих профессора.
Одновременно занимают место музыканты – виолончельный квартер. Мы слышим музыку, напоминающую темы «Апокалиптики» - но все же это оригинальные сочинения.
На экранах, под вечным звездным небом, возникают известные нам картины – сотворение мира и человека, Адам и Ева, искушение, грехопадение, изгнание из рая…
- Вам кажется, что в вашей жизни есть смысл, потому что вы верите в божественный замысел творения, - говорит мужчина.- Но что, если его нет?
Мы видим схему геоцентрической вселенной, когда Земля помещена в центр, а Солнце и планеты вращаются по кругу. Затем мы видим Коперника в своей башне-обсерватории во Фромборке, видим его чертеж, видим, как геоцентрическая система сменяется на гелиоцентрическую. Теперь Солнце в центре, а Земля – одна из десятка других планет… Но и это не конец. Дарвин плывет на «Бигле». Галапагосские острова. Филиал ада на Земле. Здесь обитают чудовища, казалось, сошедшие с картин Босха. И здесь же гнездятся маленькие птички – пересмешники, напоминающие воробьев, отличающиеся друг от друга на разных островах. Так появилась наука об изменчивости видов. Отсюда до изменения человека было рукой подать.
На экране проходит эволюция человека, мы видим и его предков, и тупиковые ветви антропоидов, не сохранившиеся до наших дней, видим раскопки в Олдувайском ущелье, видим огромный костный материал, найденный антропологами…
- Дарвин поставил человека на вершину эволюции, - говорит женщина. – Но есть ли вершина у эволюции? Может ли бесконечный процесс иметь вершину?
- И второй вопрос, - добавляет мужчина. – Может ли иметь вершину то, что не имеет цели? А если у эволюции есть цель, то – какая она? Кто определил её? Является ли процесс эволюции частью замысла Творца – или же он слепая игра сил природы?
… Берег моря. Замок из песка. Набежавшая волна разрушает его. Торнадо разрушает дом. Молния попадает в дерево и оно загорается. Пески заносят развалины города. Землетрясение рушит горы.
- Природа многократно сильнее человека, - говорит женщина. – Но природа ничего и никогда не создает. В природе энергия только рассеивается. И мера неупорядочности, мера хаотичности , мера энтропии окружающего мира всегда возрастает. Всегда. Кроме одного случая.
Молодая Земля. Кипящий океан, молнии, бьющие в воду. Мы погружаемся в толщу воды, приближаемся к подводному вулкану, видим выброс вулканических газов и кипящей воды… Но что это? Всматриваясь еще, мы замечаем, как в кипящей воде появляются какие-то нити… Это аминокислоты, они соединяются между собой, появляются белковые цепочки – затем они приняли форму пчелиных сот – шестиугольников…
- Нуклеотиды! - заявил мужчина. – Смотрите, она закручивается в спираль! Мы видим то, что происходило милларды лет назад, но в ускоренном режиме восприятия… А спираль … удваивается. Вы узнаете это? Это ДНК, дезоксирибонуклеиновая кислота. Рисунок этой двойной спирали всем известен, он тиражируется на футболках обитателей всех студенческих кампусов мира.
- Но этого не может быть, - отвечает женщина. – Усложнение материальной структуры противоречит закону возрастания энтропии!
- Есть только один вариант совместить эти два закона – второй закон термодинамики и закон эволюционного развития, - говорит мужчина. – Надо признать, что оба закона приводят к одному результату. Да, признать это страшно. Но иного пути нет. Усложнение материи привело к появлению людей - существ, многократно ускоряющих процесс энтропии, то есть – рассеивания энергии.
На экране тем временем мы видим, как появилась живая клетка, как клетки объединились в колонии - вольвоксы, затем уже в полноценные многоклеточные организмы. Появились трилобиты, ракоскорпионы, земноводные. Жизнь начала осваивать сушу. Динозавры, мамонты, пещерные тигры сменяли друг друга. И каждый убивал и пожирал – и растения, и животных. И наконец, на всех экранах появляется огромная окровавленная морда полуобезьяны – нашего предка, только что убившего оленя и теперь насыщающегося им.
- Человек – идеальный инструмент для ускорения энтропии, - говорит мужчина. - Ест он меньше динозавра, зато убивает больше.
На экране – разрушительная деятельность человека: распаханные поля, вырубленные леса, заводы, водохранилища, война, атомный взрыв…
- Человек знает, что убивать плохо – но не убивать он не может, - говорит женщина.
Бойня. Гибель животных под ножом. Из трала выгружается рыба, она бъет хвостами и корчится в беззвучной агонии. Под пилой падает дерево – на спиле выступает кровавый сок. Серп сжинает колосья пшеницы – руки крестьянки в крови…
… Хроникальные кадры – африканские джунгли, больные черные дети, полчища мух… Лианы, похожие на змей, и змеи, похожие на лианы… Еще один филиал земного ада. Миссия «Ламбарене». За фортепьяно на веранде, открытой непосредственно в джунгли, сидит человек. Это Альберт Швейцер, тот самый, что создал современную этику. Мы слышим, как он говорит: «Мы, люди, должны осознать себя как жизни, желающие жить, и живущие среди других жизней, желающих жить. Добро – способствовать развитию и сохранению жизни, зло – прерывать жизнь.»
- Мы созданы для укорения энтропии, - говорит мужчина. – Мы убиваем и разрушаем планету. Все виды наших удовольствий основываются на потреблении разрушенного, либо на рассеивании энергии.
На экране – люди в ресторане, люди жарят шашлык на костре в туристском походе, люди плавают в море, взбираются на горы, прыгают с парашютом… Летят самолеты, плывут корабли, едут поезда. Рождаются новые люди – палаты роддомов полны младенцев. Люди смотрят на нас - их лица счастливы. Только с губ капает кровь.
- Мы понимаем, что поступаем вопреки нашему пониманию добра и зла, вопреки категорическому императиву, - говорит женщина. – Но иначе мы не можем. Эволюция создала нас инструментом для ускорения энтропии. И больше у нас нет никакой задачи в этом мире. Никакой цели. Никакого смысла жизни. Ничего, данного свыше…
- Это правда, - говорит мужчина. – Но вся ли правда? Эволюция не завершилась. Мы – далеко не конечный её этап. И в этом нас убеждает наличие на планете экологического кризиса, служащего кнутом для ускорения нашей эволюции и мечом для уничтожения очередных тупиковых ветвей человечества.
- Планеты – вообще не место для долгой и счастливой жизни разумных существ, - говорит женщина. – Регулярно происходящие катаклизмы разрушают биосферу. То упадет метеорит, вызвав вымирание видов, то взорвется вулкан и планета погрузится в зиму на 200 лет, то начнется оледенение…
На экранах мы видим последствия подобных катаклизмов.
- А теперь к этим неприятностям добавились еще и рукотворные…
Засуха. Беженцы. Усыхание арыков. Гибель Аральского моря. Тучи дыма, закрывающие солнце. Разливы нефти. Сточные воды сливаются в реки. Погромы, убийства мирных жителей.
- В скором времени перенаселение и нехватка еды и воды превратит нашу планету в ад, раздираемый войнами за ресурсы, - говорит мужчина. – Эволюция как бы подталкивает нас – Земля, конечно, колыбель человечества, но сколько можно жить в колыбели!
Лаборатория, где проводят эксперименты с человеческим геномом.
- Уже сейчас мы можем создать существо, способное жить в безвоздушном пространстве, при температуре около абсолютного нуля, практически бессмертное, черпающее энергию из окружающей среды, - говорит мужчина. – Существо, которое не будет иметь ограничений в освоении ресурсов солнечной системы, а в перспективе – и всей галактики. Существо, которое перейдет к максимальному ускорению энтропии, рассеиванию энергии не только в планетарном, но и во вселенском масштабе! И имя этому существу – искуственный интеллект!
На экранах проходит эволюция компьютеров – от древних арифмометров, до квантовых, существующих пока только в теории. И в результате появляется Искин – существо с лицом и телом античной статуи, спокойно идущее через огонь, опускающееся на дно океана, выходящее без скафандра в открытый космос…
- Но что же дальше? – спрашивает женщина. – Мы приблизили тепловую смерть Вселенной. Согласна, для этого нас создала эволюция. Но зачем Вселенной это?
- Потому что смерти нет, даже тепловой, - отвечает мужчина. – И нет конца времени. При завершении возрастания энтропии космос предстает перед нами, как бесконечно сложное взаимодействие бесконечного количества бесконечно разнообразных частиц материи. То есть хаос оборачивается бесконечным разнообразием. А мы знаем по земной эволюции – на определенном уровне усложнения материи в ней возникает разум. Так произошло с усложнением системы нервных клеток, обернувшейся образованием головного мозга и воникновением мышления. Так произойдет и в космосе.
На экране давно уже погасли звезды над нашими головами. Небо покрыла бесконечная, из края в край, разноцветная паутина, вся в узелках и точках. Внезапно она начинает приобретать форму, двигаться, складываться в нечто знакомое – и перед нами возникает лицо мудрого старца, того, кто начал нашу историю…
- Вселенский разум. – произносит женщина. – Вот настоящая вершина эволюции…
Мы видим, как в каждой вселенной возникают такие изображения. Возможно, затем они сольются вместе. Возможно, кто-то вновь произнесет «Да будет свет» и все начнется сначала, но несколько по-другому. Но на самом деле – то, что будет тогда, нам знать не дано. Мы и так сегодня узнали больше, чем можем выдержать…
Юрий Шевчук, «Зеленый Крест».