• Общественная палата Ленинградской области
Общественная экспертиза

 

Круглый стол
«Доступность медицинских услуг для социально - неблагополучных  и социально-уязвимых категорий населения»
 
Санкт-Петербург  20 января 2012 года
 
РЕКОМЕНДАЦИИ
 
Участники «круглого стола» - представители региональных органов власти Ленинградской области, Общественной палаты Ленинградской области, общественных организаций и объединений – обсудив вопросы доступности медицинских услуг социально-неблагополучным и социально-уязвимым слоям населения Ленинградской области в сфере нового законодательства, обращают внимание на ряд проблем, выявленных в ходе обсуждения:
 
1.    В последнее десятилетие при улучшении в целом показателей по выявлению, профилактике и лечению многих заболеваний, эпидемическая ситуация по туберкулезу,  ВИЧ,  вирусным гепатитам остается сложной,  что  обусловлено  некоторыми социальными проблемами, обострившимися именно в последние годы: 
- увеличение удельного веса социально дезадаптированных семей; 
- смещение на детскую и подростковую группы населения риска приобщения к вредным привычкам; 
- снижение санитарной грамотности населения; 
- появление большой группы лиц с социальными и материально-бытовыми проблемами -  беженцев, переселенцев, лиц БОМЖ.
 
2.Неблагоприятная обстановка по заболеваемости туберкулезом сложилась в пенитенциарных учреждениях, где заболеваемость туберкулезом в 2 раза превышает таковую среди всего населения региона, поддерживая напряженность эпидемической ситуации как в Ленинградской области, так и в Санкт-Петербурге. Частично это обусловлено отсутствием полного охвата в выявлении заболевания туберкулезом среди социально-неблагополучных и социально-уязвимых слоев населения до поступления их в пенитециарные учреждения.
 
3.Наблюдается существенный дефицит медицинского персонала, как высшего, так и среднего звена, а также санитарных работников, работающих в специализированных фтизиатрических клиниках и иных медицинских учреждениях данного профиля.  Размер заработной платы,  несмотря на работу в условиях повышенного риска, практически не отличается от заработной платы медицинских работников других «менее рискованных» специализаций. Размер заработной платы медицинского персонала, работающего в  местах лишения свободы, не соответствует степени вредности и объему нагрузки.
 
4.Отсутствие целевой программы по профилактике бродяжничества, и как следствие этого отсутствие практически во всех муниципальных образованиях в системе органов социальной защиты населения учреждений (отделений) социальной помощи – домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц и центров (отделений) социальной адаптации ведет к росту количества социально-дезадаптированных граждан,  проживающих на территории Ленинградской области.
 
 
В связи с этим  участники круглого стола рекомендуют:
 
Комитету по социальной защите Ленинградской области:
 
1.Рассмотреть возможность включения в проект целевой долгосрочной программы «Профилактика бродяжничества в Ленинградской области на 2012-2014 годы» мер по социальной поддержке малоимущих, в том числе освободившихся из мест лишения свободы,  бездомных -   больных  активным  туберкулезом  (оплата  проезда  больных до места лечения и обратно, социальный продуктовый набор, поощрительные продуктовые наборы при соблюдении  режима лечения).
 
2.Рассмотреть возможность создания в каждом муниципальном районе Ленинградской области центров (отделений) социальной адаптации для оказания социальной помощи и санитарно-эпидемиологических мероприятий лицам без определенного места жительства и занятий;      
 
Общественной Палате Ленинградской области:
 
1.    На заседании Общественной палаты Ленинградской области заслушать Уполномоченного  по правам человека Ленинградской  области по вопросу его взаимодействия с наблюдательной комиссией по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находившимся в местах принудительного содержания в Ленинградской области.
 
2.    Рассмотреть вопрос о возможных формах оказания поддержки в проводимых  общественной наблюдательной комиссией мероприятиях по осуществлению  общественного   контроля  за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находившимся в местах принудительного  содержания  в Ленинградской области.   
 
3.    Разработать порядок  взаимодействия Общественной палаты  и  наблюдательной комиссии  по осуществлению  общественного   контроля  за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находившимся в местах принудительного  содержания в Ленинградской области в  целях  мониторинга состояния  дел  с  выявлением  и лечением лиц, больных социально-значимыми и опасными заболеваниями.   
 
                             
Правительству Ленинградской области:
 
1.    В целях обеспечения эпидемиологического благополучия региона и общественной безопасности, в целях социальной адаптации и создания условий для возвращения к нормальной жизни лиц,   освободившихся из мест лишения свободы, рекомендовать разработать целевую программу «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной адаптации в Ленинградской области  на 2013-2016 годы».
 
2.    Внести в Законодательное Собрание Ленинградской области проект закона о внесении изменений в  областной закон "О предоставлении бесплатной юридической помощи  отдельным категориям граждан  в Ленинградской области»,  с целью  включения в круг лиц,  нуждающихся в бесплатной юридической помощи за счет средств областного бюджета: 
-лиц без гражданства;
         -лиц без определенного  места жительства  и занятий;
         -осужденных,  отбывающих наказание в местах лишения свободы,
          расположенных на территории Ленинградской области, в случаях их  
         обращения за оказанием юридической помощи по вопросам, связанным с  
         обеспечением и защитой их прав и законных интересов, за исключением  
         вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном 
         судопроизводстве); 
         - лицам, утратившим права на жилье по вопросам, связанным  с                    
         восстановлением прав на жилье;
 
3.    Предусмотреть создание  регионального  специализированного  учреждения для лиц БОМЖ и лиц, освобожденных из мест лишения свободы, -  больных хроническими  формами  туберкулеза и нуждающихся в стационарном лечении;
 
4.    Разработать и внедрить механизмы   межведомственного  взаимодействия  в целях  реализации  мер принудительного лечения  больных туберкулезом;
 
5.    Разработать  и утвердить  нормативный документ, регулирующий единый порядок предоставления жилых помещений больным заразными формами туберкулеза в соответствии с п. 5, с. 14, гл. 5 Федерального закона № 77 – ФЗ от 18.06.2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 16.07.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Проект  Постановления Правительства Ленинградской области «О порядке предоставления жилой площади больным заразными формами туберкулеза» прилагается.
 
6.    С целью обеспечения  кадрами и создания кадрового резерва  специализированных туберкулезных учреждений, расположенных на территории региона, рассмотреть вопрос об  установлении целевых надбавок к заработной плате за работу в условиях повышенного риска, а также  создать возможность предоставления  муниципальной жилой площади  имеющим жилищные проблемы медицинским работникам (врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу), работающим в специализированных туберкулезных учреждениях на территории муниципальных  образований Ленинградской области, а также вновь назначаемым молодым специалистам;
 
7.    Усилить  контроль над своевременным оказанием медицинской помощи, в том числе госпитализации и амбулаторной помощи, лицам,  освободившимся из мест лишения свободы,  лицам БОМЖ  -  больных социально значимыми и опасными заболеваниями.
 
8.     Рассмотреть вопрос создания межрегиональной межведомственной комиссии    по проблемам   бездомных,  в  том числе лиц, утративших права на жилье и регистрацию  в  Санкт-Петербурге  или  Ленинградской  области  в  случаях обманных сделок с жильем.
 
9.      Направить  в  Министерство  здравоохранения  и   социального  развития    Российской  Федерации  предложения  о  внесении  дополнений в  пункт 9      Приказа    Министерства    здравоохранения    и    социального   развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года № 158н «Об утверждении   правил   обязательного   медицинского   страхования»   подпунктом  12 )   следующего   содержания:
 
          
12) для лиц без определенного места жительства и занятий, отбывающих наказание в виде ограничения свободы  в местах лишения свободы,   при отсутствии документов, удостоверяющих личность, учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний представляется ходатайство о регистрации в качестве застрахованного лица, содержащее:
сведения о застрахованном лице (фамилия, имя, отчество (при наличии), пол, дата рождения,   место рождения,  гражданство,  место пребывания);
сведения о ходатайствующей организации (наименование, контактная информация, фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя, печать);
наименование территориального фонда».
 
Законодательному собранию Ленинградской области:
 
1.Внести в Государственную Думу РФ предложения о необходимости  разработки Федеральной целевой программы по организации социальной поддержки и помощи лицам без определенного места жительства и рода занятий  на территории  России;  
 
2.Обратиться в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой о снижении пенсионного возраста врачей-фтизиатров до 50 лет, уровняв его со временем выхода на пенсию среднего медперсонала (медицинских сестер), работающих во фтизиатрии.
 
Муниципальным образованиям  Ленинградской области:
 
Разработать и утвердить планы мероприятий муниципальных образований по профилактике бездомности и развитию системы социальной поддержки. Предусмотреть возможность регистрации  по месту пребывания  лиц без определенного места жительства и лиц, освобожденных из мест лишения свободы, ранее бывшим зарегистрированными на территории этих муниципальных районах.
 
    
Уполномоченному  по правам ребёнка в Ленинградской области:
 
Предоставить в Общественную палату Ленинградской области информацию о порядке осуществления контроля за положением  детей, находящихся в семьях, члены которых больны туберкулезом, ВИЧ и иными социально-опасными инфекциями.
 
Территориальному фонду обязательного медицинского страхования
 
В целях совершенствования статистики по заболеваемости туберкулезом на территории Ленинградской области рекомендовать  производить  раздельный учет больных, находящихся в местах лишения свободы на территории Ленинградской области,  и больных, зарегистрированных  в системе ОМС.
 
                                                                                                 
 
ПРОЕКТ
Постановление Правительства  Ленинградской области      
«О порядке   предоставления дополнительной жилой площади больным заразными формами  туберкулеза»  
 
 
     В соответствии с п.5 ст.14 гл.5 Федерального Закона РФ « О  предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» №77-ФЗ от 18.06.2001 г. в ред. ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 18.07.2011 №242-ФЗ), постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. №378 « Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», постановления Правительства  РФ от 21.12.2004 г. №817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь» Правительство Ленинградской области постановляет:
     1. Больным заразными формами туберкулеза, хроническим течением заболевания, проживающим  в квартирах, в которых  исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, заразной формой  туберкулеза, предоставлять вне  очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь.
    2. порядок предоставления  изолированной жилой площади этой категории больных осуществлять  согласно приложению.
 
Подпись
                                                                                    
 
Приложение 1
 
1. Документом, подтверждающим право больного бациллярной формой туберкулеза на первоочередное предоставление  изолированной  жилой площади,  является протокол заседания  медицинской жилищной комиссии при Ленинградском областном противотуберкулезном  диспансере. Комиссия состоит из председателя ( заместителя главного врача по медицинской  части, заведующей консультативным отделением и заведующего организационно-методическим отделом.)
 
2. Для оформления протокола требуется следующий пакет документов: заявление больного на имя главного врача ЛОПТД,  подробная выписка  из амбулаторной карты о течении заболевания, заполненная  участковым фтизиатром района,  справки  о регистрации и характеристике жилой площади ( форма №9 и № 7 из жилищной конторы ), акт обследования жилищных условий  Территориального управления Роспотребнадзора  района с участием участкового фтизиатра, где указывается диагноз, сколько лет больной  состоит на бациллярном учете в туберкулезном кабинете по месту жительства, кто прописан и проживает по указанному в ф.9 адресу,  условия проживания и характеристика жилой площади). 
Форма протокола жилищной комиссии ЛОПТД  прилагается.
 
3. Решение о том, что больной нуждается в предоставлении дополнительной жилой площади принимается при соблюдении следующих условий:
   -является бациллярным больным, несмотря на проводимое лечение в течение 5 месяцев
   -аккуратно выполняет все предписания врача по приему противотуберкулезных препаратов, не отказывается от предложенного стационарного, в том числе оперативного лечения.
4. При  заполнении протокола указываются  развернутый клинический диагноз, анамнез заболевания, результаты   исследования мокроты  методом  бактериоскопии и посева не менее 3 анализов в течение 6 мес., результаты  рентгенологического исследования  не более, чем 2 месячной давности, клинико-рентгенологическая динамика процесса, продолжительность стационарного, амбулаторного этапов лечения.
 
5. Протокол с указанием порядкового номера составляется в трех экземплярах : для участкового  фтизиатра, в Территориальный Роспотребнадзор ( районный филиал) и в администрацию муниципального образования.
 
6. Вопрос о постановке на учет для  внеочередного  выделения дополнительной жилой площади больному бациллярной формой туберкулеза решается жилищной комиссией на уровне муниципального образования. Приобретаемая больным жилая  площадь является объектом муниципальной собственности без права продажи и переоформления.
 
7. Средства на приобретение дополнительной жилой площади  выделяются по решению главы муниципального образования
 
8. После постановки на учет в администрации муниципального образования больного бациллярной формой туберкулеза на внеочередное получение  жилой площади  она должна быть предоставлена    в течение 6 месяцев.                 
 
                                                                                    
 
Приложение 2
ФОРМА ПРОТОКОЛА 
медицинской жилищной комиссии ЛОПТД по рассмотрению
документов  на больного бациллярной формой  туберкулеза для первоочередного
предоставления  изолированной жилой площади.
 
ФИО, возраст больного                               Развернутый диагноз с кодом заболевания по МКБ-10
 
    
Подробный анамнез,  результаты обследования, эффективность лечения, длительность  МБТ–выделения, соблюдение больным режима лечения.
 
Данные акта обследования Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей  района жилищно-бытовых условий больного с указанием количества проживающих родственников  на занимаемой  жилой площади, имеются ли условия для изолированного проживания больного, есть ли в семье дети.
Ссылка на  нормативную базу: Федеральные законы Российской Федерации, Постановления Правительства, регламентирующие положение, что больной нуждается в предоставлении дополнительной жилой площади.
 
Подписи членов комиссии                                                Печать учреждения
Важные ссылки