История
Территория, на которой сегодня расположена Ленинградская область, на протяжении веков, несмотря на смену названий и площади, складывалась как определенное территориальное, этно-культурное и политическое единство.
Богатая и разнообразная природа края – это открытая книга истории Земли. Ее древние страницы - напластования горных пород, среди которых встречаются еще свидетели докембрия – граниты, диориты и гнейсы.
История освоения этих земель человеком уходит в эпоху мезолита, среднего каменного века - в V-IV тысячелетие до н.э. – когда, постепенно продвигаясь к северу вдоль рек и озер, располагались стоянки протосаамов, активно занимавшихся в этих водах рыболовством. Они располагались на обширной территории вдоль Финского залива, Карелии, селились по берегам Невы, Волхова и Свири. В период неолита, в III тысячелетии до н.э. с востока, из Приуралья и Волго-Камского региона, сюда пришли т.н. «волосовские племена», составившие основу для формирования волжско-финского населения. Спустя тысячелетие с юго-запада, из районов южной Прибалтики в эти места проникли древние прибалтийско-финские племена. Продвигаясь на север, они постепенно вытесняли и частично ассимилировали древних саамов. Между ними, по долинам рек Ловати и Волхова, длительное время оставалась «ничейная земля», «пограничье».
Так еще в глубокой древности на этих землях возникло два родственных этно-культурных образования: волжско-финские племена, поселившиеся в восточной части региона, и прибалтийско-финские племена на западе.
Ведущей отраслью хозяйства постепенно становится скотоводство, а наличие скота – главным показателем экономического благосостояния. Население Северо-Запада разводило практически все основные виды сельхозживотных – крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. При этом сохраняли свое значение в добывании продуктов питания охота и рыболовство. Земледелие было знакомо обитателям этих мест в форме подсечно-огневой системы, при которой на участке, отведенном под посевы, выжигался лес.
В V-VIII вв. происходит освоение области вокруг Ладоги племенами из Средней Финляндии и берегов Ботнического залива, создавшими приладожско-карельскую культуру.
VIII-XVII век
В VIII в. в южном Приладожье, включая северное Поволховье, появляются новые поселенцы, славяне, к которым вскоре присоединяются представители некоторых финских племен и выходцы со Скандинавии. Славяне двигались вдоль основных водных трасс Балтике и Ладоге, осваивая «ничейные» земли между волжско-финскими и прибалтийско-финскими племенами.
В результате дальнейшего общения племен сложилось обширное многоэтническое объединение под названием «Северная Русь». Эта федерация в 1270 г. была зафиксирована в летописях формулой: «Совокупися в Новгород вся волость новгородская: Пльсковичи, Ладожане, Корела, Ижера, Вожане».
Накануне расселения в этом регионе славяне представляли собой народ с древними традициями земледелия, были знакомы со многими типами пахотных орудий. Более высокий уровень развития производительных сил давал им явный перевес над местными племенами, что обусловило успех славянской колонизации края. Соприкосновение восточных и славян с меньшим по численности местным населением носило мирный характер. Процессу сближения способствовала также христианизация края, в основном завершившаяся в XIII веке.
Как и у других славянских племен, у обосновавшихся здесь словен и кривичей земля представляла собой собственность племени. Верховным органом управления и суда являлось народное собрание, в котором участвовали свободные вооруженные мужчины. Наряду с ними существовал совет старейшин племени, решавший мене важные вопросы, а также князь, избираемый собранием.
Финно-угорские племена (летописные водь, ижора и корела) оказались под властью киевских князей во второй половине IX-X вв. Тогда образовалось Древнерусское государство с центром в Киеве. С началом периода феодальной раздробленности Древней Руси территория, которую занимали финно-угорские племена, составила основу Водской, Ижорской и Корельской земель Великого Новгорода – на протяжении многих веков могущественной феодальной республики Северо-Западного региона.
Именно в то время – в середине IX века особое значение приобретает поселение Ладога, основанное около 750 г. в низовьях реки Волхов. Благодаря ключевому положению на евразийском балто-волжском и балто-черноморском торговом пути, который пролегал по крупнейшим рекам Восточно-Европейской равнины – Волге и Днепру, вел в Арабский халифат и Византию Ладога становится крупным торгово-ремесленным центром. В те годы Ладога известна как торжище международной значимости. Здесь не только перегружали товары с морских на плоскодонные речные суда, но сюда могли заходить корабли универсального назначения длиной 8-11 м, которые были способны двигаться по реке и по морю.
Для истории России важно событие, которое связано с Ладогой – здесь в 862 году произошло то, что можно считать переломным событием в истории становления русской государственности. В 862 году, возможно, после смерти последнего представителя местной славянской династии, князя Гостомысла, сюда был приглашен знатный скандинав Рюрик с братьями и дружиной.
В древнем летописном источнике - «Повести временных лет» так описывается призвание Рюрика: «И начали люди сами меж собою владеть, но не бе в них справедливости; воста род на род, быша междоусобия, воеваша друг на друга, сами себя более, нежели неприятели, разоряли. Сие видя, старейшины земли, собравшись от словян, руси, чуди, кривичь и протчих предел, разсуждали, что земля Руская, хотя велика и обильна, но без князя распорядка и справедливости нет; сего ради нуждно избрать князя, который бы всеми владел и управлял. И согласяся, по завесчанию Гостомыслову, избрали князя от варяг, называемых руссов. И сяде старейший Рюрик в Ладоге, другий Синеус сяде у нас на Белеозере, а третий Трувор в Изборску…»
При преемнике Рюрика князе Олеге, прозванном «Вещим», в Ладоге была построена каменная крепость для отражения набегов со стороны заморских варягов, ораны места сбора дани и усиления контроля за волховским торговым путем.
После объединения под властью князя Олега северных земель и приднепровской Руси Ладожская крепость стала важным опорным пунктом единого древнерусского государства с центром в Киеве.
В состав земель Великого Новгорода территория современной Ленинградской области входила с 1136 по 1478 гг. В эту пору, во второй половине XII века на побережье Финского залива резко усилилась борьба за сферы влияния между Новгородской республикой и другими европейскими государствами. Начиная с 160-х гг. Запад повел быструю военно-церковную колонизацию прибалтийских земель, и вскоре там возникли первые епископства, рыцарские ордена меченосцев и тевтонов. В результате нескольких крестовых походов XII-XIII вв. Дания покорила, крестила и обложила данью пять племен в Эстляндии. Обострилась и торговое соперничество Новгорода с «Готским берегом» - объединением германских торговых городов. Одновременно началась затянувшаяся на столетия борьба со Швецией. В начале XIII в. Власть Новгорода полностью распространилась на земли чуди, води, ижоры и корелы. Здесь возникли русские крепости с постоянными гарнизонами. В переломные для всего Северо-Запада 1212-1242 годы Новгород, опираясь на поддержку соседних русских княжеств, сумел отразить агрессию Ливонского ордена и Швеции и установить западный рубеж своих владений по реке Нарове. Особое значение среди сражений этого времени имели знаменитая Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище на Чудском озере в 1242 г., где новгородским князем Александром Ярославичем были одержаны решающие победы.
В конце XIII века шведы захватили сначала Западную Карелию и построили замок Выборг, а чуть позже, захватив Корелу, основали крепость Кексгольм. Летом 1300 года новая шведска крепость Ландскрона выросла прямо на Охтинском мысу при впадении реки Охты в Неву, однако, уже в мае 1301 года она была разрушена новгородцами. Через двадцать лет борьба завершилась изгнанием шведов из Корелы. В 1323 году был заключен Ореховецкий договор между великим князем Юрием Даниловичем и королем Магнусом VII Эриксоном – первый в истории русско-шведских отношений договор о «вечном мире». И, несмотря на отдельные походы шведов и даже захват ими крепости Орешек, сторонам удалось почти полтора столетия держаться в рамка- мирного договора 1323 года.
Присоединение Новгорода к Московскому государству и временное «безвластие» на местах обернулось очередными стычками в приграничной полосе, новыми переговорами, и началом новой войны со Швецией в 1493 году, начатую Иваном III за возврат утраченных по Ореховецкому договору территорий. Война закончилась перемирием в 1497 году, а затем подтверждением мира 1323 года в 1510 и 1513 гг.
Возникшие в период средневековья на северо-западных рубежах Руси города-крепости: Ладога, Орешек, Корела, Тиверский городок, Копорье, Ямгород, Порхов, Ивангород, и, конечно же, Псков и Новгород – стали мощным оборонительным щитом всей Руси, заслонившим ее от иноземных вторжений.
Присоединение владений Великого Новгорода к Московскому государству, несмотря на обострение военных конфликтов в приграничной зоне, в целом способствовало дальнейшему развитию хозяйства и устойчивому процветанию Северо-Запада до середины XVI века. Этот регион сохранил свою специфическую социально-политическую структуру, порожденную особенностями его географического и экономического положения и исторического развития.. В XV-XVI вв. происходит активное сельскохозяйственное освоение новых территорий региона. К концу XV в. в центральных и южных районах Новгородского края существовало 40 тысяч населенных пунктов, в которых проживало до 520 тысяч человек. Среди населенных пунктов в основном были малодворные (до 4-х дворов) деревни, погосты (волостные центры), села (в среднем по 30 дворов) и сельца, т.е. села меньшего размера (5-10 дворов), торгово-ремесленные поселения – рядки (вдоль речных путей до нескольких десятков дворов).
В июле 1557 года на Балтике был построен первый русский порт. Еще весной Иван IV велел «на Нерове ниже Ивангорода на устье на морском город поставити для корабельного пристанища…».
Временем тяжелейших военных испытаний для всего Севео-Запада стала Ливонская война, длившаяся с 1558 по 1583 г. С разгромом Ливонского ордена в 1559 году Россия не достигла желаемой цели – утверждения на Балтике и непосредственного выхода на европейские торговые пути. Страна стянулась в длительную и тяжелую борьбу со своими соседями – Литвой, Польшей, а позднее и Швецией – за «Ливонское наследие». Ливонская война закончилась подписанием в 1617 году в деревне Столбово, недалеко от Тихвина, мирного договора России со Швецией. Столбовский мир передавал Швеции Ивангородский, Ямской, Копорский и Ореховский уезды Иорской земли и подтверждал условия договора 1609 года о передаче Корельского уезда шведам. По условиям мирного договора население должно было оставаться на своих местах. Только монахи, дворяне, дети боярские и посадские люди могли в течение двух недель покинуть территорию, переходившую под власть Швеции.
Ижорская земля, которую шведы именовали Ингерманландией, находилась под властью Швеции с 1617 по 1702-1703 гг. Россия не примирилась с установлением шведского владычества на Ижорской земле и в Корельском уезде. Она была готова воспользоваться любыми осложнениями на Балтке для ее возвращения. В конце XVII века русские неоднократно периодически вели военные действия против шведов. Так в 1656 году царь Алексей Михайлович (1629-1676) лично возглавил поход в Лифляндию. Русские войска осадили Ригу, но овладеть ею не смогли и в конечном итоге отступили. Военные действия происходили и в Ингерманландии. Во второй половине XVII века Россия дважды пыталась оказать дипломатическое давление на шведское правительство с целью возвращения Ижорской земли. Безуспешные требования вернуть России утраченные в 1617 г. земли выдвигались при царе Федоре Алексеевиче и позже, при царевне Софье. Вернуть Ижорскую землю предстояло в ходе победоносной Северной войны Петру Великому уже в начале XVIII века.
Петр I возобновил борьбу за выход России к берегам Балтики, за возвращение земель «отчич и дедич». Начало боевых действий ознаменовалось разгромом русских войск под Нарвой. Но уже в 1702 году Ладожское озеро было освобождено от шведских кораблей лодочной флотилией полковника Тыртова, вынудившей адмирала Нумерса увести их в Выборг. 11 октября после упорного 13-часового штурма была взята крепость Нотебург, которую Петр символично переименовал в Шлиссельбург – «ключ-город», имея в виду выход в Финский залив. Эта победа открыла русской армии путь к устью Невы. Весной 1703 года освобождение древней Ижорской земли от шведов было завершено – 1 мая 1703 года сдалась стоящая в устье Невы крепость Ниеншанц, 7 мая одержана первая в Северной войне победа в водах Балтики, 16 и 27 мая были взяты Ям и Копорье. Закрепляя выход России к морю, Петр I заложил 16 мая 1703 г. на одном из островов невской дельты новую крепость Санкт-Петербург, которой было суждено стать столицей Российской империи.
Закладка и строительство в XVIII веке новой столицы придала нашим землям особую значимость. В этот период жизнь губернии во многом определялась потребностями столицы в стройматериалах. Были построены кирпичные заводы на реках Ижоре, Тосне, Неве (у Шлиссельбурга). Известь заготавливали на реках Сясь, Тосна, Пудость. Пудожским камнем-известняком, добываемым около Гатчины на реке Пудость, облицованы фасады Казанского собора, из этого камня построен Павловский дворец в Гатчине. Лес для строительных работ в столице заготавливали в Новоладожском, Тихвинском, Ямбургском, Лужском уездах и сплавляли по Неве и Тосне. В губернии действовали многочисленные лесопильные заводы.
XVIII- нач.XX вв.
В 1700 г. Петр I возобновил борьбу за выход России к берегам Балтики, за возвращение земель "дедич и отчич". Территория современной Ленинградской области стала театром военных действий Северной войны (1700-1721).
В октябре 1702 г. русские войска под руководством Петра I овладели крепостью Нотебург(Орешек) в истоке Невы. Весной 1703 г. войска фельдмаршала Б. П. Шереметева завершили освобождение Ижорской земли от шведского владычества. 1 мая 1703 г. русским войскам сдалась крепость Ниеншанц, 16 мая и 27 мая были взяты крепости Ям и Копорье.
Закрепляя выход России к морю, Петр I 16 мая 1703 г. в устье Невы на Заячьем острове заложил новую крепость Санкт-Петербург, под защитой которой стал расти город.
Морским щитом Петербурга стал форт Кроншлот, сооруженный весной 1704 г. в Финском заливе близ острова Котлин (в 1712 г. здесь был заложен город, названный в 1723 г. Кронштадтом). В это же время на реке Свирь в Лодейном Поле началось строительство первых кораблей нарождающегося Балтийского флота.
В 1704-1705 гг. и 1708 г. шведские войска флот совместными ударами пытались вновь овладеть берегами Невы, но потерпели поражение. Лишь после взятия русскими войсками в 1710 г. Выборга и Кексгольма (Корела) исчезла постоянная угроза шведских нападений на Петербург. С этого времени военные действия были перенесены за границы современной Ленинградской области. В связи с этим в 1712 г. в Петербург переехал царский двор, Сенат и иностранные послы. Город-порт, база Балтийского флота превратился в столицу России.
Северная война завершилась в 1721 г. Ништадтским миром, который вернул России ее древнюю Ижорскую землю. За Россией был закреплен Карельский перешеек с Выборгом, территории Эстляндии и Лифляндии.
В эпоху существования Новгородского государства территория современной Ленинградской области входила в состав Водской, Шелонской и Обонежской пятин (административно-территориальных областей Новгородской республики). За Водской пятиной закрепилось и другое название - Ижорская земля. В XVII в. шведы именовали ее Ингерманландией. В 1708 г. территория Ижорской земли вошла в состав Ингерманландской губернии, переданной в управление А. Д. Меньшикову. В 1710 г. губерния была переименована в Санкт-Петербургскую.
Развитие Петербурга как столицы, торгового порта, военно-морской базы, превращение его в крупнейший промышленный центр существенно отразилось на социально-экономическом положении Северо-Запада России в XVIII-начале XX вв.
На повседневной жизни Санкт-Петербургской губернии начиная с XVIII в. сказывались потребности столицы в строительных материалах. Уже в начале XVIII в. действовали кирпичные заводы на реках Ижоре, Тосне, Неве (у Шлиссельбурга), у Стрельны и Петергофа. Известь заготавливали на реках Сясь, Тосна, Пудость. В оформлении многих зданий Петербурга использовалась известняковая плита, добывавшаяся в каменоломнях близ села Путилова. Этой же плитой были вымощены тротуары Петербурга. Подожским камнем-известняком, добываемым около Гатчины на реке Пудость, облицованны фасады Казанского собора. Для строительных работ столицы постоянно требовался лес, который заготавливали в Новоладожском, Тихвинском, Ямбургском, Лужском уездах и сплавляли по Неве, Тосне. В губернии действовали многочисленные лесопильные заводы.
Особое место в промышленном развитии Северо-Запада России XVIII-XIX вв. играли предприятия, связанные со строительством Балтийского флота и вооружением армии.
До 1830 г. действовала Олонецкая верфь в Лодейном Поле. С ее стапелей было спущено более 450 судов. Корабли, построенные замечательными русскими мастерами, с честью несли Андреевский флаг в морских сражениях на Балтике и Средиземном море, участвовали в кругосветных плаваниях и географических открытиях.
Для нужд флота в 1723г. был создан Ижорский завод, превратившийся в крупнейшее предприятие тяжелого машиностроения. Огнестрельное и холодное оружие, а также продукцию для флота с 1724г. выпускал и Сестрорецкий оружейный завод, старейшее предприятие на территории области.
Создание столицы на окраине государства потребовало в XVIII-XIX вв. немалых усилий по организации транспортных связей с центральными районами страны. Первостепенную роль в доставке грузов в Петербург играли водные пути сообщения.
Большое значение для экономического развития Петербургской губернии во второй половине XIX в. имело строительство железных дорог, проходивших по ее территории. Первая железная дорога Петербург - Царское Село была открыта еще в 1837 году. В 1851 г. было закончено сооружение двухколейной Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург.
Во второй половине XIX в. по территории губернии были проложены Финляндская, Балтийская, Московско-Виндава-Рыбинская, Варшавская, Северная (Петербург-Вологда-Вятка) и ряд других железных дорог. Их доля в грузовых и пассажирских перевозках росла с каждым годом. Вместе с тем нисколько не уменьшалось значение привычных российских трактов.
Автором проекта железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой и начальником Северной дирекции строительства был инженер П. П. Мельников. Почетный член Петербургской академии наук, первый министр путей сообщения, профессор П. П. Мельников (1804-1880) воспитал большое число высококвалифицированных инженеров, на свои средства построил у станции Любань школу и интернат для детей низкооплачиваемых железнодорожников и дом для престарелых.
Особое место в промышленном развитии Северо-Запада России ХVIII-ХIХ веков занимали предприятия, связанные со строительством Балтийского флота и вооружением армии. В 1702 году на берегу Свири, восточнее деревни Мокришвицы, была основана судостроительная верфь, получившая по своему местоположению в крае название Олонецкой. Местное население называло ее Лодейной Пристанью, или Лодейным Полем. Состояла она из кузницы, смолокурни, канатного двора, мастерских, амбаров, жилых домов, чертежной и лазарета, которые возвели за несколько месяцев. Для царя Петра построили «дворец» - обыкновенный деревянный дом. В течение всего года здесь велись спешные работы, и уже в августе 1703 года в Лодейном Поле в присутствии Петра I спустили на воду фрегат «Штандарт» - первенец будущего Балтийского флота. Олонецкая верфь в Лодейном Поле действовала до 1830 года. С ее стапелей было спущено более 450 судов. И сегодня в этом районном центре Ленинградской области, которому в 2002 году исполнилось 300 лет, действует судостроительное предприятие.
Развитие Петербургской губернии в ХIХ веке происходило в благоприятных условиях. К концу столетия на ее территории насчитывалось 275 предприятий, на которых работало 30 тысяч человек. Протяженность железнодорожных путей в губернии составляла 900 верст. К началу ХХ века губерния имела развитые линии связи: кроме почты, действовали телефон, телеграф, радио. Закончилось строительство нового обводного Ладожского канала, обновлена Мариинская водная система, в результате ее пропускная способность возросла в 4 раза. В канун Октябрьской революции на территории губернии насчитывалось около двух тысяч дворянских усадеб. Некоторые из них сохранились и сегодня.
XX век - образование и история Ленинградской области
Ленинградская область появилась на карте Советского Союза после выхода постановления Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР 1 августа 1927 года. Она была образована из нескольких бывших губерний: Ленинградской (после переименования Петрограда в Ленинград в 1924 году соответствующее название получила и губерния), Псковской, Новгородской, Череповецкой и Мурманской и охватывала основную часть нынешнего Северо-Западного экономического региона России. На протяжении своей истории область пережила несколько административных реформ. После советско-финляндской и Великой Отечественной войн она приобрела нынешние географические очертания, но летопись края начинается в далеком прошлом и насчитывает многие столетия развития. Но для ленинградцев она – не предания старины далекой, а сегодняшний день родной земли, где Старая Ладога и Тихвин, Ивангород и Лодейное Поле, десятки населенных пунктов и деревень – не только исторические святыни, но и малая Родина, отчий дом, дающий путевку в жизнь. Нынешнее преображение и стабильное развитие этих прекраснейших уголков Ленинградской области – еще одно свидетельство неразрывной связи истории и традиций десятков поколений ленинградцев. Вот лишь некоторые её примеры, относящиеся к веку нынешнему, но получившие свое начало более тысячелетия тому назад…
В соответствии с новым административно-территориальным делением была образована Ленинградская область, она интенсивно развивалась и превратилась в важнейший промышленный регион страны. Здесь появился мощный топливно-энергетический комплекс на основе гидроэнергетики, где главенствующую роль играла Волховская ГЭС – первенец плана ГОЭЛРО. Её создание связано с именем Генриха Графтио - выдающегося инженера-гидростроителя. Возникли крупные предприятия цветной металлургии (например, Волховский алюминиевый завод), металлообработки, деревообрабатывающей и бумажной промышленности.
Но еще дважды в двадцатом веке ленинградская земля стала ареной кровопролитных сражений. В 1939-1940 годах к северу от Ленинграда, в лесах Карельского перешейка шла «незнаменитая», по выражению известного советского поэта А.Твардовского, советско-финляндская война, в результате которой в состав Ленинградской области вошли нынешние Выборгский и Приозерский районы. А с июля 1941-го по август 1944-го здесь шли ожесточенные бои Великой Отечественной.
Ленинградская битва считается одним из важнейших сражений Второй мировой войны. 900 дней и ночей воины Ленинградского и Волховского фронтов сдерживали на подступах к Ленинграду немецко-фашистские и финские войска. Неувядаемой славой покрыли себя защитники Лужского рубежа, Ораниенбаумского плацдарма, «Невского пятачка», участники легендарной «Дороги жизни», связывавшей осажденный город с Большой землей по льду Ладожского озера. В летописи Великой Отечественной войны достойное место заняли даты освобождения Тихвина, прорыва и снятия блокады Ленинграда, проведения Свирской и Выборгской наступательных операций. В тылу врага, на оккупированной территории дерзко действовали партизанские соединения.
Война нанесла Ленинградской области колоссальный ущерб. В оккупированных районах была уничтожена практически вся промышленность. Разорено 16 городов, более 4 тысяч населенных пунктов, многие из которых так и не были восстановлены, уничтожено имущество 1900 колхозов, убиты или угнаны в Германию несколько сотен тысяч ленинградцев и жителей области…
Из хроники блокадных 1941-1944 гг.
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.
9 ноября 1941 года по самым жестким расчетам в Ленинграде оставалось: муки на 7 дней, крупы на 8 дней, жиров на 14 дней.
Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:
-
Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки;
-
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;
-
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов
-
Войскам первой линии — 500 граммов.
При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.
Доставка продовольствия и боеприпасов, а также эвакуация населения из Ленинграда на Большую землю по южной части бурного и опасного для судов Ладожского озера начала осуществляться с 12 сентября 1941 года. Эта трасса получила название Дорога жизни. В 20-х числах ноября 1941 года начала действовать ледовая трасса на Ладожском озере.
После захвата города Тихвин, гитлеровские дивизии вышли к Войбокалу, подступили к Волховстрою, перерезали железную дорогу, ведущую к Волхову и приблизились к Ладоге. Базы снабжения Ленинграда пришлось перенести дальше от озера на 300 с лишним километров – к станциям Заборье и Подборовье. 24 ноября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение построить зимнюю автомобильную дорогу в обход Тихвина, захваченного врагом. Прокладывали дорогу местные жители – женщины, подростки, старики. Трудились самоотверженно, в пургу и злые морозы. 6 декабря по дороге, именовавшейся военно-автомобильная дорога № 102 (ВАД-102), двинулись первые автомашины с грузом.
12-18 января 1943 года операция «Искра», в ходе которой была прорвана блокада Ленинграда.
14 января 1944 года началась операция по освобождению Ленинградской области. К концу января враг был отброшен на 60-70 километров, а в некоторых местах на 100 километров от Ленинграда. Вражеская блокада Ленинграда, длившаяся 900 дней, была полностью ликвидирована.
27 января 1944 года Ленинград отметил окончание блокады торжественным артиллерийским салютом из 324 орудий.
После войны уже к концу 1946 года большинство предприятий, имевшихся в Ленинградской области перед войной, возобновили свою работу. Вошли в строй действующих две гидроэлектростанции в Светогорске, Нижнесвирская ГЭС, возобновил производство Волховский алюминиевый, начала добычу сланца шахта N 1 в Сланцах. Важнейшим итогом восстановительных работ стало достижение в 1949 году довоенного уровня промышленного производства. Были приняты меры и по восстановлению сельского хозяйства. К концу 1946 года восстановлено 1167 колхозов, в них построено 13 тысяч жилых домов…
Свидетельством государственного признания боевых и трудовых заслуг жителей Ленинградской области явились высокие награды. 30 ноября 1966 года область была удостоена ордена Ленина за мужество и героизм, проявленные в разгроме немецко-фашистских оккупантов под Ленинградом, и за успехи, достигнутые в развитии народного хозяйства. 26 января 1984 года наш регион был награжден орденом Октябрьской революции. Им отмечены успехи трудящихся области в хозяйственном и культурном строительстве, а также мужество и героизм, проявленные при защите Отечества во время Великой Отечественной войны.